Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Детский экологический театр «В гостях у сказки»

Татьяна Матвеева
Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Детский экологический театр «В гостях у сказки»

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра " В гостях у сказки" соответствует художественно- экологическому направлению. В качестве учебного материала для формирования элементарных экологических представлений выбрана народная сказка. Выбор сделан не случайно. Сказка - самое древнее творение человеческого духа, это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание - и в отношении насыщенности художественной речи, что способствует развитию ее образности, ее обогащению, развитию творчества, и в отношении нравственно-экологических аспектов раскрываемых тем и идей. Программа экологического театра гостях у сказки" направлена на развитие эмоционально - личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Развивать эмоциональную сферу ребенка возможно через театрализованную деятельность. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Экологические проблемы, которые дети пытаются осознать, приводят к пониманию того, что в мире все взаимосвязано. Экология и театр также связаны одной сверхзадачей воспитания - формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, который не сможет навредить ни себе, ни планете, на которой живет.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности „Детский экологический театр „В гостях у сказки“» размещена в разделах

В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме.

Экологическое воспитание по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Общение с природой - это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим особую роль приобретает программа дополнительного образования, которая закладывает фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы детского экологического театра " В гостях у сказки".

Младшим школьникам и детям старшего дошкольного возраста свойственны не только высокая познавательная активность, направленная на изучение окружающего мира, интерес к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, но и желание реализовать свои творческие способности, поэтому целесообразно использовать возможности театра.

Новизна данной программы заключается в соединении двух, казалось бы, абсолютно разных направлений - экологических проблем и театрализованного действия. Экологический театр, синтез многих искусств и науки, способствует приобщению ребенка к искусству театрального мастерства, экологической направленности многостороннего художественно-творческого развития личности, расширению сферы его духовных потребностей, обобщению нравственно-эстетических представлений, знаний и навыков.

Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и такими качествами личности. как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной дополнительной программы.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к окружающему миру. И что особенно важно, театрализованные мероприятия, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка, играют важную роль в экологическом воспитании детей.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы ДЭТ " В гостях у сказки" является ее форма реализации: экологическое воспитание младших школьников и старших дошкольников через театральные постановки и актерское мастерство.

Цель программы : средствами театрального искусства гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром.

Задачи:

-расширение экологических представлений старших дошкольников и младших школьников;

-обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;

-развитие эстетических способностей;

-развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

-овладение навыками общения и коллективного творчества.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

Для обучения принимаются учащиеся 6-15 лет. Количество детей в группе 15 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 0,5 года обучения. Всего 38 часов: 7,5 час - на теоретический материал по истории театра и знакомство с основными экологическими понятиями и проблемами современного общества; 30,5 час - на изготовление декораций, кукол, разыгрывание этюдов и импровизаций, репетиции спектаклей.

Форма и режим занятий

Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении, где должно быть достаточно пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций. Учащиеся должны приходить в удобной и свободной одежде.

Методические приемы

-групповая дискуссия;

-беседа;

-ролевая игра;

-импровизация;

-техники и приемы саморегуляции;

-методы направленного воображения;

-дыхательные и двигательные упражнения;

-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Формы подведения итогов

Подведением итогов реализации программы является просветительская деятельность через театрализованные представления перед учащимися школы и воспитанниками детского сада, их родителями, а также участие в экологических конкурсах.

Основные этапы дополнительной образовательной программы

ДЭТ " В гостях у сказки"

1этап: Природа - наш дом

2этап: Театральная игра

3этап: Сценические движения

4этап: Культура и техника речи

5этап: Подготовка спектакля

Ожидаемые результаты к концу года обучения

Обучающийся знает:

-Правила безопасного поведения на сцене и обращения со сценическим оборудованием.

-Что такое театр.

-Чем отличается театр от других видов искусств.

-С чего зародился театр.

-Какие виды театров существуют.

-Кто создает театральные спектакли.

Обучающийся имеет понятия:

-Об элементарных технических средствах сцены.

-Об оформлении сцены.

-О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

-О глобальных экологических проблемах.

Обучающийся умеет:

-Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

-Образно мыслить.

-Концентрировать внимание.

-Ощущать себя в сценическом пространстве.

-Управлять своим голосом и телом.

-Ориентироваться в пространстве, на сцене.

-Создавать пластические импровизации.

-Водить кукол.

-Находить взаимосвязи в окружающем мире, понимать причины экологических проблем.

Обучающийся приобретает навыки:

-Общения с партнером, сверстниками, взрослыми.

-Элементарного актерского мастерства.

-Образного восприятия окружающего мира.

-Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

-Коллективного творчества

-Изготовления театральных кукол и декораций из бросового материала.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия Количество часов

Теория Практика

1 Вводное занятие. Техника безопасности 1

I раздел: Природа - наш дом

2 Что изучает экология? Важнейшие экологические понятия 1

3 Разговор о питании 1

4 Порядок и уют О,5

5 Глобальные экологические проблемы 0,5

6 Вода и ее превращения 0,5

7 О диких зверях и домашних животных 0,5

8 Крылатые помощники 0,5

9 Наша кормилица - земля 0,5

10 Земля – наш общий дом 0,5

II раздел: Театральная игра

11 Театральный словарь. Фантазия – источник творческой духовности человека 0,5

12 Устройство зрительного зала и сцены. Культура поведения в театре 0,5 0,5

13. Композиция и группировка актеров на сцене 0,5

III раздел: Сценические движения

14 Игры 2

15 Пластические импровизации 2

16 Работа с этюдами 3

IV раздел: Культура и техника речи

17 Работа со скороговорками 2,5

18 Работа со сказками 3

19 Развитие речевого дыхания 3

V раздел: Постановка спектакля

20 Распределение ролей и постановочные пробы 1

21 Работа с текстом по ролям 2

22 Изготовление декораций, костюмов 1

23 Кукловождение 4

24 Подбор музыкальных произведений 2

25 Репетиция всем составом 3

26 Отчетное выступление 1

Теория 7,5 час.

Практика 30,5 час.

Всего 38 часов.

Содержание дополнительной образовательной программы

ДЭТ «В гостях у сказки»

Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми ведется в течение 0,5года.

I раздел «Природа – наш дом»

- позволяет учащимся получить необходимые экологические знания;

- понять ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, с которыми он прямо или косвенно связан и на которые оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.

II раздел «Основы театральной культуры»

- призван познакомить учащихся с театром как видом искусства;

- дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании

личности;

- включает в себя беседы, видео- просмотры и аудио- прослушивание; участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

III раздел «Пластика движений»

- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры

и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных

психомоторных способностей учащихся;

- развитие свободы и выразительности телодвижений.

IV раздел «Культура и техника речи»

- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие

дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть

правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной

интонацией, логикой речи и орфоэпией;

- включены игры со словами, развивающие связную образную

речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие

рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

V раздел «Подготовка спектакля»

- базируется на авторских сценариях;

- включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.

Организация занятий:

1. групповая форма работы со всеми членами кружка;

2. индивидуально-групповая форма на отдельных этапах

работы над спектаклем;

3. работа по группам – декораторов, костюмеров, музыкантов.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих

методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов,

направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей

детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих

от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия

характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь

продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен

индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его

способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях

самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше

запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера

занятий, тем больше удовольствия они будут получать от совместного творчества, тем ярче и красочней будут их эмоции.

Методические условия реализации программы

№ Тема занятия Форма занятия Приемы и методы организации учебно-

воспитательного процесса Формы подведения итогов

1 Введение. Правила поведения и техника безопасности

беседа

Словесный метод собеседование

1 раздел: «Природа – наш дом»

2 Что изучает экология? Важнейшие экологические понятия Объяснение, д. игры по экологическому воспитанию «Одуванчик», «что было бы, если из леса исчезли…» и т. п. Словесный метод Тестирование

3 Разговор о питании Объяснение.

Д. игра «Правильно- неправильно» Словесный метод Тренинг

4 Порядок и уют Беседа, чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций Словесный метод, наглядный Собеседование

5 Глобальные экологические проблемы Лекция с опорой на компьютерную презентацию, Чтение сказки Т. Шорыгиной «Южный ветерок», подвижная игра «Ветерок» Словесный метод, наглядный, игра Собеседование, тренинг

6 Вода и ее превращения Беседа, просмотр иллюстраций, чтение сказки Т. Шорыгиной «Родник». Упр. На сплочение детей, пальчиковые игры Словесный метод, наглядный метод, игра Собеседование, тренинг

7 Наша кормилица - Земля Дискуссия, просмотр видео, чтение худ. литературы Словесный метод, наглядный метод Тренинг

8 О диких зверях и домашних животных Лекция с опорой на компьютерную презентацию, чтение художественной литературы Словесный метод, наглядный метод Тренинг

9 Крылатые помощники Беседа, чтение худ. литературы Словесный, наглядный методы Собеседование

10 Земля – наш общий дом Беседа, чтение худ. литературы Словесный, наглядный методы Собеседование

II раздел: «Театральные игры»

11 Театральный словарь. Фантазия-источник творческой духовности человека. Объяснение, упражнения на развитие воображения Словесный, практический, наглядный методы Викторина по театральной терминологии

12 Композиция и группировка актеров на сцене Беседа, просмотр фотоматериалов, игра Игровой метод, словесный, наглядный Тренинг

13 Устройство зрительного зала и сцены Просмотр видеоматериалов Наглядный метод Игра «Что можно взять с собой в театр»

14 Оформление сцены и декораций Беседа, просмотр картинок с изображениями декораций к кукольным спектаклям Словесный метод, наглядный метод Изготовление декораций к кукольному спектаклю «Теремок»

III раздел «Сценические движения»

15 Игры Упражнения на сплочение детей «Ветерок», «Эхо», «Паровозик с именем», создание положительного эмоционального фона, игры на эмоции, пальчиковые игры Практический метод Конкурс «самый лучший…»

16 Пластические импровизации Выполнение действий с воображаемыми предметами Практический и наглядный методы Мини-конкурс на самую лучшую импровизацию

17 Работа с этюдами Этюды на развитие внимания и памяти «Кто пришел?», «Давайте потанцуем», «Сравни медвежат» и т. п., Упражнения на развитие воображения «Представь, что это…» и т. п. Практический и наглядный методы Мини-конкурс на лучший этюд

IV раздел: «Культура и техника речи»

18 Работа со скороговорками Упражнение Практический метод Конкурс на лучшую скороговорку

19 Работа со сказками Чтение русских народных сказок, «Зеленые сказки» Т. А Шорыгиной, д. игры для закрепления знания русских народных сказок Практический и словесный методы Викторина на знание русских народных сказок

20 Развитие речевого дыхания Упражнения «Подуй на лепестки, снежинки, свечу» и т. п. Практический метод

V раздел: Постановка спектакля

21 Распределение ролей и постановочные прбы Репетиция Практический метод

22 Работа с текстом по ролям Упражнения, демонстрация Практический и наглядный метод

23 Изготовление декораций и костюмов Мастерская Практический метод

24 Кукловождение Лекция, упражнения с куклами «Зайка нашел капустку», «Жучка» и т. п. Практический, наглядный и словесный метод Драматизация сказки «Теремок»

25 Подбор музыкального произведения Практический метод Участие в спектакле

26 Репетиции всем составом Упражнения и демонстрация Практический и наглядный методы

27 Отчетное выступление Конкурс Практический и наглядный методы

Список литературы:

1. А. А. Горлов. Жить в согласии с природой. – М., 2003

2. А. А. Кияновский, С. Н. Санько «Школьный театр в начальной школе»

М. Чистые пруды. 2007

3. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о

добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М,

2003.

4. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых

качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.

5. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «600 творческих игр для больших и

маленьких», М., 2004.

6. В. С. Мурманцев, Н. В. Юшкин. Человек и природа. – М. : 2001

7. Савинова Е. Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-

нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов //Сборник авторских

программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография) «Каблучок» Возраст.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кляксочка» Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1год Составил: Иванова Наталья Сергеевна, воспитатель МАДОУ Д/С № 5 ЗАТО Межгорье Республики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Семицветик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики,.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем»Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Рисование клеем» Пояснительная запиcка Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Спортивная карусель» Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный краевед» Пояснительная записка Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека,.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа «Проворные пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 г. Пензы «Полянка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Детский экологический театр «В гостях у сказки»
Опубликовано: 27 октября 2017 в 21:38
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД