Светлана Шелтрекова
Методы развития речи у детей 3–4
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему малышу от 3 до 4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. В этом возрасте ребенок знает уже много слов (около 2000). Он старается говорить правильно, подражая взрослым. Зачастую, у малыша это не очень хорошо получается.
Чтобы повысить уровень развития речи, с ребенком необходимо много заниматься: разговаривать, играть, рисовать, читать ему, учить вместе с ним стихотворения.
Публикация «Методы развития речи у детей 3–4» размещена в разделах
Речь ребёнка 3-4 лет еще несовершенна. Свои мысли он выражает простыми предложениями. Однако, чем старше становится ребенок, тем объемнее запас знакомых ему слов – словарный запас.
В этом возрасте малыш уже способен:
• назвать своё имя, фамилию, а некоторые – и отчество;
• назвать имена ближайших родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата) и друзей;
• описать увиденную или пережитую им ситуацию;
• использовать в речи простые предложения и постепенно переходить к более сложным;
• классифицировать предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – этопосуда; куртка, свитер, платье – это одежда и т. д. ;
• пересказать любимый мультфильм или сказку;
• повторять за взрослым слова или небольшие фразы, меняя силу голоса (громко и тихо).
На этом этапе у ребёнка расширяется круг общения, малыш интересуется абсолютно всем! Поэтому он с лёгкостью запоминает сказанное и услышанное.
Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий.
Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Родители, проконсультируйтесь с логопедом, если:
• ребенок не говорит или употребляет очень ограниченное количество слов;
• речь Вашего ребёнка очень трудно понять;
• в речи малыша нет элементарных предложений, только односложные ответы «да», «нет», ему трудно составить предложение по элементарной картинке типа «мальчик рисует дом»;
• ребенку трудно понять даже самую простую Вашу просьбу, обращение;
• малыш произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов, которые слышал ранее;
• частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Очень важно, Вам, родители, создавать условия, в которых происходит речевое развитие 3-4-летнего малыша.
Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Конечно же ИГРЫ!
1. Учите Вашего сына или дочку самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается.
Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:
Взрослый: Что это?
Ребенок: Чашка.
Взрослый: Чашка какого цвета?
Ребенок: Белого.
Взрослый: Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)
Ребенок: Цветочек.
Взрослый: А это что у чашки? (Показывает на ручку.)
Ребенок: Ручка.
Взрослый: Зачем нужна ручка?
Ребенок: Чтоб держать чашку.
Взрослый: Зачем нужна чашка?
Ребенок: Пить.
Взрослый: Что можно пить из чашки?
Ребенок: Воду, чай, молоко.
Положите перед ребенком 3—4 предмета, например,
карандаш, машину, мяч.
Пусть малыш выполняет сначала роль продавца, а вы — покупателя. Попросите дать вам предмет, описав его.
Взрослый: длинный, красный, им можно рисовать.
Ребенок: это карандаш.
Затем роли меняются. Ребенок может попросить у вас предмет:
Ребенок: у неё есть колеса, кабина, руль, её можно катать по полу.
Взрослый: это машина.
2. Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга.
Предложите ребенку две разные игрушечные машины и попросите его ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего.
(Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках).
3. Развивайте слуховое восприятие.
Игра «Найди пару»
Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например, 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д.
Один набор коробок у взрослого, второй – у ребенка.
Взрослый: Трясет коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит.
Ребенок: Ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.
Игра «Какой звук?»
Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая.
Взрослый: Воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте (дудочке, металлофоне, пианино). Звучание должно быть то длинным, то коротким.
Ребенок: Определяет, какой звук он услышал – длинный или короткий и показывает соответствующую карточку.
4. Развивайте мелкую моторику.
Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:
· – Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль;
· – Купите или сделайте сами игры-шнуровки;
· – Играйте с пластилином; (нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т. д.);
· – Поиграйте в «волшебный мешочек» (положите в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы, пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую);
Уважаемые родители!
Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. -М., 2001.