Лучший педагог года

Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей

ЕЛЕНА ЗГУРСКАЯ
Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей

В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.

Публикация «Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей» размещена в разделах

Необходимой предпосылкой для обеспечения целостной психической деятельности, по мнению нейропсихологов и нейрофизиологов Р. Левиной, А. Семенович, Г. Волковой, В. Ковшикова, Е. Соботович, З. Агранович и др. является формирование совместной работы полушарий головного мозга. Вербальную деятельность организует взаимосвязь центров восприятия речи (центр Вернике – в задневисочной коре) и её воспроизводства – произнесения (центр Брока – в нижних отделах лобной области коры) и локализуется у правшей в левом полушарии. Каждое из полушарий формирует свои принципы организации речи:

– правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создаёт ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете;

– левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление и высказывания, и характеристику свойств предмета.

С точки зрения нейропсихологического подхода, трудности неговорящих детей связаны с внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур головного мозга (в первую очередь стволовых). При сложности дефекта безречевых детей необходима ранняя работа с ними для развития психических функций, личности в целом, для профилактики вторичных отклонений в структуре дефекта.

Работа по стимуляции речевого развития неговорящих детей – длительный и трудоёмкий процесс. Он включает в себя многочисленные направления и разнообразные её виды: коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащения словаря и представлений об окружающем мире, активизации познавательных процессов и многое другое.

В нашем детском саду коррекционная работа с безречевыми детьми строится в несколько этапов.

Первый – психомоторный или двигательный. Упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с онтогенезом развития :

1. Рождение ребёнка. Он проходит родовые пути.

2. Ребёнок лежит на спине.

3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.

4. Ползает по-пластунски.

5. Поднимает руки, упирается.

6. Поднимает голову и охватывает пространство.

7. Садится.

8. Ползает на четвереньках.

9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.

10. Начинает ходить с помощью взрослого, затем самостоятельно.

Мы понимаем, что если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов, позволяют без искажений воспринимать пространственную сферу, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается «право-лево, вверх-вниз» и ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами оценивает горизонталь. Лёжа на животе, может оценивать вертикаль. При этом голова совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Когда ребёнок садится, руки у него свободны, он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства – повороты вокруг себя через постепенное вставание на четвереньки и долгожданное перемещение.

Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела и их отношений между собой. А это значит, что формируется возможность обозначения этих отношений словами, понимание употребления предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций : пространственно-временных, пространственно-следственных. Благодаря способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка. Искажается двигательная сфера – искажается речевое развитие. Поэтому мы много и систематически работаем с пальчиковой гимнастикой, так как через движение идёт воздействие на речевые зоны.

Учитывая неоднородную картину нарушений нервно-психической деятельности у различных категорий безречевых детей, в каждом конкретном случае мы стараемся выбирать наиболее рациональные формы организации работы, опираясь при этом на комплексный подход, предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к неоднородной группе безречевых детей. Большая роль в ней отводится подготовительному этапу. Главная его задача: установить эмоциональный контакт с ребёнком, добиться положительного отношения к логопедической деятельности, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения. Её решение создаёт предпосылки для развития эмоциональных аспектов коммуникации, звуковых вокализаций. Для решения этой задачи мы используем методы, разработанные Т. В. Башинской и Т. Б. Пятница по координации речи с движением. На подготовительном этапе наиболее эффективными являются упражнения по синхронизации речи с движением крупных суставов руки – плечевого, локтевого. Основной идеей их методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении у ребёнка повышается двигательная активность, а это в свою очередь вызывает у него чувство радости. Практика показывает, что активные движения локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным резким выдохом, а он, в свою очередь, непроизвольной голосовой реакцией. Совмещение последней с резким движением способствует вовлечению в работу механизма управления речью. Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произнесения звука в момент движения (броска, ребёнок совершенствует свои речевые возможности, подбирает различные эмоциональные возгласы, подражая логопеду. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются и преумножаются движения руки, переходя от активности плечевого и локтевого суставов к мелкой моторике пальцев. Постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова помогает выстраивать грамматически верную развёрнутую речь.

Игры и упражнения для формирования звуков и голосовой реакции, разработанные Т. В. Башинской, Т. Б. Пятница.

1. Учим отвечать на вопрос словом после вопроса логопеда – «Я», «Прятки».

2. Вызываем эмоцию радости от выполнения задания, учим произносить звук в момент движения – «Салют».

3. Учим выражать просьбу жестом – «Дай».

4. Упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией – «Мяч», «Камешки», «Цапли», «Подъёмный кран».

5. Развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук – «Бегемот», «Колыбельная», «Филин», «Песенка слоника», «Живые звуки».

6. Закрепляем умение произносить звукоподражания в момент движения – «Попрыгунчики» (народная игра, «Зарядка». «Кот-шалунишка».

На этом этапе вместе с развитием правильной двигательной активности безречевых детей мы уделяем много внимания развитию понимания речи, воспитанию речевой активности, формированию пассивного и активного словаря.

Вся работа по формированию и развитию речи базируется на доступном для ребёнка виде выражения мыслей и желаний – жесте, сопровождаемом звуком. Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей
Опубликовано: 15 марта 2022 в 15:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД