галина чайкина
Мини-исследования дошкольников. Исследовательский проект в средней группе «Русская Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа «Русская Матрёшка»
Тип проекта:познавательно-игровой.
Вид проекта: творческо-сследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Предмет исследования: матрешка.
Возраст детей: средняя возрастная группа (4-5 лет).
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Публикация «Мини-исследования дошкольников, Исследовательский проект в средней группе „Русская Матрёшка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Выбор темы проекта пришёл с возникновением проблемы о вытеснении народного творчества из повседневной жизни в век компьютеризации. Знаменитые матрёшки и свистульки не трогают больше зрительских глаз, хотя за границей пользуются большим спросом.
Цель моего проекта: познакомить дошкольников с родословной русской матрешки, с росписью игрушки, прививать любовь к Родине, своему народу, уважать и прославлять русские традиции. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.
[ i]Задачи:[/i]
• дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
• познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;
• познакомить детей с различными играми с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).
• развивать сенсорные навыки;
• показать связь мира природы с миром человека;
• развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
• поддерживать естественный интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей;
• учить получать радость от узнавания нового; сделанного своими руками.
Для родителей:
- вызвать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Актуальность исследования.
Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям.
В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем – либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Появилась первая матрешка давно более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают
матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Методика исследования.
Исследовательская работа мною проводилась в течение 3 недель в средней группе, в количестве 8 человек.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект я проводила в 3 этапа:подготовительный,исследовательский,заключительный.
Этап I Подготовительный:
-- выбор темы проекта и формы для его защиты;
-подбор методического материала, литературы по данной теме;
-подбор стихотворений и рассказов о матрешке;
- подбор картинок, иллюстраций, фотографий, наглядного материала о матрешках;
-подбор дидактических и подвижных игр;
- выбирается и оборудуется место в группе для организации мини-музея;
-подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве.
Этап II Исследовательский:
Цели:
1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2. Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр, которые помогут сравнивать предметы и составлять рассказы.
5. Организация совместной деятельности с детьми.
Деятельность:
1. НОД "Знакомство с русской матрёшкой. "
2. НОД рисование "Сарафан для матрёшки. "
3. НОД аппликация "Украсим матрёшку. "
4. НОД "Красавица матрёшка. "
5. НОД ФЭМП "Весёлые Матрёшки"
6. НОД конструирование "Домик для матрёшек"
7. Беседа "Знакомьтесь русская матрёшка"
8. Экспериментирование "Тонет-не тонет"
9. Танец "Красивые матрёшечки"
10. Дидактические игры "Составь Матрёшку"
"
11. Сюжетно-ролевые игры "Чаепитие матрёшек","Новоселье у матрёшки"
Этап I I I Заключительный:
1. Создание мини-музея «Матрёшка».
2. Презентация книжек-малышек «Такие разные матрёшки».
3. Детско-родительские творческие работы «Матрёшки-сестрички».
4. Праздник «В гости к нам пришла матрешка"
5. Консультация для родителей: «Советы родителям. В какие игры можно играть с матрёшкой»