Билалова Разина
Мини-музей «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 городского округа город Уфа
Паспорт
мини- музея
«Ловкие пальчики»
Руководитель- воспитатель:
Билалова Р. Ф
Уфа- 2020
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ:
Билалова Разина Флоритовна
Образование: высшее
Должность: воспитатель
Пед. стаж: 6 лет
Категория: 1
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея : мини-музей «Ловкие пальчики».
Цели:
Публикация «Мини-музей „Ловкие пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2020
• Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы;
Задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• обеспечивать эмоциональное благополучие.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Развивать творчество и креативность участников проекта.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.
Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
1. музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
2. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
3. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
4. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
5. мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
• поисковая;
•фондовая;
•научная;
•экспозиционная;
•познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате. Рядом с экспериментальной зоной, что даёт удобство в работе с музеем. В музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал по непосредственной работе. Это всевозможные занятия, занимательные игры.
Игры для развития мелкой моторики
Игры пятого года жизни (средняя группа)
К пятому году жизни в результате воспитания, обучения и непосредственного опыта у детей накапливается большой запас конкретных представлений. Ребенок приобретает первичные умения «распоряжаться знаниями», т. е. применять их в разных условиях. В средней группе уже возможны игры, требующие воспроизведения ранее усвоенных знаний, их связи с новыми.
Игра «Бусы»
Дидактические задачи укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Игровая задача изготовить бусы
Игровые действия. Захватывание предметов, собирание мелких предметов с помощью пальцев, нанизывание их на нить.
Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполнять разнообразные действия.
Оборудование. пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.
Ход игры
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.
Дидактические игры в старшей группе направлены уже не только на наглядно-чувственное ознакомление с предметами, их свойствами и качествами, но и отражают жизненные явления, более обобщенные и сложные по своему содержанию.
Дидактические игры основаны не только на применении знаний, но и содержат в себе возможность добывания знаний в процессе игры, решения задач.
Игра «Наши помощники»
Дидактические задачи. Закрепить знания о том, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные машины; помощниками человека являются знания, руки, инструменты, машины.
Руководит помощниками ум, способность обдумать, как лучше выполнить работу, какой выбрать материал, использовать инструмент, продумать, с чего начать работу и чем закончить.
Игровая задача. Узнать, какие помощники помогают человеку в труде.
Игровые действия. Удаление и приближение, захватывание и отталкивание предметов, сжимание кистью, надавливание, собирание мелких вещей с помощью пальцев; веселые упражнения для рук, игра «Бирюльки».
Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполняют разнообразные действия.
Оборудование. Набор предметов для действия правой и левой рукой. Игра «Бирюльки».
Организация детей. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи - на подносиках.
Ход игры
Воспитатель, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что человек делает много необходимых вещей, придумывает умные машины, приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель предлагает подумать, каких помощников для труда имеет человек. При затруднении можно поставить наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструменты, переставляют с одного места на другое?»
Воспитатель раскрывает роль каждой руки: правая – работница, левая – помощница. Просит подать что-либо и спрашивает: что же помогло подать вещь? Предлагает взять детям по карандашу и поставить их в стаканчик, узнать из какого материала сделаны шар и мячик. Пояснить, почему узнали (с помощью кистью руки).
Дети с помощью кисти руки по предложению воспитателя пробуют собрать очень мелкие предметы (пуговицы, маленькие бусинки и т. д.) и все приходят к выводу, что мелкие вещи можно собрать только пальцами, а при нанизывании бусин, надевании колец на шнур убеждаются в том, что правая рука работает, а левая помогает, поддерживает.
Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей руками, пальцами рук.
В заключении дети играют в игру «Бирюльки». Игра требует внимания, сообразительности, ловких движений, их координации. Дети делятся на две команды. Выигрывает та, которая раньше другой растащит бирюльки или заменяющие их мелкие вещи (пуговицы, желуди, бусинки).
Игры седьмого года жизни (подготовительная к школе группа).
Игры этого возраста содействуют реализации накопленных навыков и умений координировать движения пальцев. Здесь большое место занимают игры на развитие мелкой мускулатуры пальцев, координацию мелких движений, что очень важно для подготовки руки к письму.
Игра «Вышивальщицы»
Дидактические задачи. Укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.
Игровая задача. Вышить узор.
Игровые действия. Вышивание
Правила игры. Выполнять по заданию воспитателя действия.
Оборудование. В шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.
Ход игры
Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.
Игра «Нарядная куколка»
Дидактические задачи. Упражнять детей в назывании предмета, его цвета, развитие речи и упражнение в применении слов в разных грамматических формах. Развивать моторику, мыслительные процессы. Воспитывать желание выглядеть аккуратно, следить за своим внешним видом.
Игровая задача. Одеть куколку, чтобы она была нарядной.
Игровые действия. Подбирать одежду, одевать куколку, застегивать пуговицы, завязывать шнурочки.
Правила игры. Внимательно слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, последовательно выполнять предложенные им действия.
Оборудование. Куклы, одежда для них.
Ход игры
Перед детьми на столике или на ковре куклы.
Обращаясь ко всем детям, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?» После общего вопроса задается вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь выбрать для куклы? А ты, Нина?» и т. д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.
Воспитатель сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.
Платья надеваются на кукол детьми, дети застегивают пуговички, завязывают поясочки. Целесообразно на некоторых платьях сделать вместо пуговиц шнуровки. Потом так же подбираются переднички, косыночки, тапочки.
Всю одежду на куколок надевают сами дети; воспитатель следит за процессом.
Таким образом, в данной игре у детей происходит не только развитие мелкой моторики, но и формирование нравственных качеств и культурно-гигиенических навыков.
Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Назначение игр-шнуровок:
• развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Задачи:
1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
О пользе шнуровок
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее
л
моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас у детей обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит детям первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Разнообразие шнуровок:
Развивающие деревянные игрушки.
Серия «Умные шнурочки»
Возможность использования шнуровок:
1. На коррекционных занятиях.
2. На динамических паузах.
3. Во внеурочное время.
На своих занятиях в средних и старших классах я, выделяю время для изготовления шнуровок детьми. Дети работают с сюжетными картинками, цветным картоном, ножницами, дыроколом. На этом этапе занятия решаются задачи: развитие мелкой моторики, развитие положительных эмоций, развитие художественного вкуса.
Младшие школьники используют их на занятиях, во внеурочное время.
Также изготовлением шнуровок занимаются ребята старших классов на уроках столярного дела.
Если на моих занятиях мы выполняем элементарные действия с ножницами и картоном, то на уроках в столярной мастерской дети трудятся на станках, работают с древесиной.
Свои работы они дарят малышам, которые, в свою очередь могут их раскрасить и играть с ними.
Игры и упражнения со шнурками для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать.
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игры со шнурками.
Задачи:
• учить игровым действиям;
• совершенствовать мелкую моторику пальцев;
• развивать усидчивость, терпение.
Упражнение «Кружок»
Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота - Вся веревка завита.
Упражнение «Улитка»
Цель - упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Улитка медленно ползет, Качаясь на листке, Улитка целый день несет Свой домик на себе.
Упражнение «Облака»
Цель - упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака - Кучерявые бока.
Облака кудрявые Целые, дырявые.
Легкие воздушные.
Ветерку послушные.
(С. Михалков)
Игра «Повтори узор»
Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.
Упражнение «Бусы»
Цель - учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их (или - Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»
Упражнение «Бабочка»
Цель - формировать навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант) Из шнурков сложилось чудо —
Завязались бантики,
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Игра" Кто больше?"
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3- ребенка) начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет - тот и победитель.
Игра "Кто быстрее?"
Цель - развивать ловкость пальцев рук.
Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать.
Игра «Разные дорожки»
Цель - учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием (мишка пойдет по широкой дорожке, мышка побежит по узкой, а заяц - по извилистой)
Игра «Три цвета есть у светофора»
Цель - дать представление о понятии «светофор» и его назначении, закрепить знания цветов зеленого, желтого и красного сигналов светофора
Игра «Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»
Цель - воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)
Игра «Колеса для машин»
Цель - формировать у детей представления о транспорте, воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Методические рекомендации:
• игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
-играть можно индивидуально или с подгруппой детей ;
• для двух последних игр можно использовать распечатанные шаблоны, для раскрашивания детьми.
(находим картинки в интернете. обрабатываем в программе Paint и распечатываем)
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой у привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые* игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой.
Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить* пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны Эго уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку аде одни или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка - шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест»! сверху и т. д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе пледы на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам.
Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т. п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т. п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно ’собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3-4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуроватъ детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет*