Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Людмила Деннер
Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей страны и региона, воспитание уважения к другим народам и культурам.

Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать образовательный проект «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры», реализация которого будет осуществляться через мини-музей.

Возраст детей нашей группы 4-5 лет (средний дошкольный возраст). Поэтому перед собой поставили цель.

Цель - развитие интереса детей к быту, традициям и к культуре русского народа.

Задачи:

- познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

- формировать первоначальные представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству и декоративно – прикладному искусству.

- развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

- познакомить с русскими народными хороводными играми;

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)

- воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.

Проект реализовывали в тесном сотрудничестве с родителями нашей группы, а так же специалистами детского сада.

На слайде представлены этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

1. Подбор и изучение методической литературы, пособий;

2. Изучение опыта работы коллег в данном направлении средствами интернет ресурсов;

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, пословицы, поговорки, загадки;

4. Сбор материалов, экспонатов для мини-музея «Русская изба».

II этап - Основной

1. Оформление и открытие мини-музея «Русская изба»;

2. Организация совместной образовательной деятельности с детьми в соответствии поставленным задачам.

3. Работа с родителями:

информационные стенды, проведение совместных праздников.

III этап - Заключительный

1. Презентация результатов проекта «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» на итоговом педсовете ДОУ.

На следующем слайде вы видите мини-музей нашей группы:

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);

макет русской печи;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) и др.

Для решения образовательных задач работу в мини-музее «Русская изба» организовали как в непосредственно образовательной деятельности (в режиме дня, так и в организованной образовательной деятельности с детьми через разные формы и виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, игровой, продуктивной, музыкальной, театральной, двигательной.

Образовательная деятельность была построена в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной программы ДОУ по темам: «От зернышка до каравая», «Сказка в гости к нам пришла», «Родной свой край люби и знай», «Улицы нашего села», «Волшебные сказки рождества», «В мире удивительных вещей. Удивительное рядом», «Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином!».

А так же по инициативе и интересам детей.

В мини-музее периодически появлялся какой - то новый экспонат (обрядовая кукла, деревянная ложка, народная игрушка, альбом фотографий нашего села и др., который мотивировал детей на организацию новой совместной деятельности.

В рамках проекта прошли следующие мероприятия:

Непосредственно образовательная деятельность

При ознакомлении с окружающим миром в рамках тематической недели «Улицы нашего села» знакомили детей с убранством русской избы, историей предметов, которые использовали в быту (старинная посуда, мебель, с элементами народного костюма (одежда, головные уборы и т. п.). В рамках недели «Удивительное рядом», была организована игра- путешествие «Электроприборы вчера и сегодня». Во время игры дети познакомились с лучиной, со свечой, с разными видами ламп, а во время познавательного развлечения «Русская печка-матушка наша» сравнивали старинную печь с современной электроплитой.

В ходе недели «От зернышка до каравая» была проведена познавательная беседа «Хлеб- всему голова», где детям дали представление о труде хлебороба. Так же была организована экспериментальная деятельность «Волшебница-Мука». Дети познакомились со свойствами муки.

В рамках тематической недели «Сказка в гости к нам пришла» в образовательной деятельности по речевому развитию дети слушали и сочиняли совместно с родителями загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомились с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Разучивали потешки, пословицы, скороговорки, знакомились с приметами. В мастерской были изготовлены куклы обереги. Дети узнавали, как изготавливаются куклы и какое у них бывает назначение. Проводилась викторина по сказкам. Где дети узнавали предметы быта (коромысло, веретено, ухват). Так же в режимных моментах организовывалась двигательная деятельность разучивались русские народные игры (Ручеек, хоровод, «репонька–репка», «Колпачок» и т. д. Проводились дидактические игры, где детям, предлагалось, угадывать, предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов.

В режимных моментах в мини-музее «Русская изба» были организованы мастерские по росписи платков,сарафанов, деревянных ложек, дети знакомились с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой- матрешкой. Как результат работы творческой мастерской были оформлены тематические выставки работ детей.

Народные праздники

В мини-музее организовывали деятельность по ознакомлению детей с традициями празднования народных праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха.

Результат:

Для детей:

Дети имеют представление о жизни людей в старину на Руси,предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм.

Для педагогов:

Приобрели опыт в проектировании и создании мини- музея. Изучили методическую литературу, опыт педагогов в рамках проекта. Построили взаимодействие с родителями по реализации проекта.

Для родителей:

Повысилась активность родителей. Родители проявляют интерес и заинтересованность в организации развивающей среды группы, стали активными участниками праздников и групповых проектов.

Прикреплённые файлы:

izba_60cro.pptx | 3113,76 Кб | Скачан: 140
 
Публикации по теме:

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Посещение русской избы» Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма для детей подготовительной группы. Посещение.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Музей как средство приобщения детей к ценностям народной культурыМузей как средство приобщения детей к ценностям народной культуры Наши дети живут в двадцать первом веке. Это время передовых инновационных технологий и компьютеризации. Как принято сейчас говорить - «шаг.

Формирование нравственных ценностей у детей посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры Маслова Н. В. – воспитатель Кулагина Е. В. – воспитатель БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 356» Формирование нравственных ценностей.

Фотоотчет «Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Фотоотчет «Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о своих.

Опыт работы по Приобщению детей к истокам русской народной культуры ВВЕДЕНИЕ Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей.

Организация предметно-развивающей среды в группе (мини-музей по приобщению к истокам русской народной культуры).Организация предметно-развивающей среды в группе (мини-музей по приобщению к истокам русской народной культуры). В нашей группе организован специальный уголок (мини-музей) по приобщению к истокам русской народной культуры. К пополнению мини-музея широко.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 14 июня 2016 в 04:28
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Рукавичка»
Цель : Вызвать интерес к театрализованной деятельности Задачи: Образовательные: - формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки; - формировать...
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе...
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:  Услышишь звук – хлопни в ладоши. Взрослый произносит...
Сказка о Принцессе (артикуляционная гимнастика для девочек)
Принцесса утром просыпается, Ей солнца лучик УЛЫБАЕТСЯ! ( упражнение улыбка ) ЗАБОРЧИК беленьких зубов Луч солнца осветить готов! ( упражнение заборчик...
Сценарий спортивного досуга в подготовительной к школе группе по правилам дорожного...
Спортивный досуг для детей подготовительной группы «Красный, желтый, зеленый» Цель: • закреплять знания детей о правилах и знаках дорожного движения •...
Проект по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Дети на дороге»
Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: годовой Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...