Людмила Деннер
Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей страны и региона, воспитание уважения к другим народам и культурам.
Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать образовательный проект «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры», реализация которого будет осуществляться через мини-музей.
Публикация «Мини-музей „Русская изба“ как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Возраст детей нашей группы 4-5 лет (средний дошкольный возраст). Поэтому перед собой поставили цель.
Цель - развитие интереса детей к быту, традициям и к культуре русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- формировать первоначальные представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству и декоративно – прикладному искусству.
- развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
- познакомить с русскими народными хороводными играми;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)
- воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Проект реализовывали в тесном сотрудничестве с родителями нашей группы, а так же специалистами детского сада.
На слайде представлены этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта:
I этап - Подготовительный
1. Подбор и изучение методической литературы, пособий;
2. Изучение опыта работы коллег в данном направлении средствами интернет ресурсов;
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, пословицы, поговорки, загадки;
4. Сбор материалов, экспонатов для мини-музея «Русская изба».
II этап - Основной
1. Оформление и открытие мини-музея «Русская изба»;
2. Организация совместной образовательной деятельности с детьми в соответствии поставленным задачам.
3. Работа с родителями:
информационные стенды, проведение совместных праздников.
III этап - Заключительный
1. Презентация результатов проекта «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» на итоговом педсовете ДОУ.
На следующем слайде вы видите мини-музей нашей группы:
В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:
предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);
макет русской печи;
декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);
предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) и др.
Для решения образовательных задач работу в мини-музее «Русская изба» организовали как в непосредственно образовательной деятельности (в режиме дня, так и в организованной образовательной деятельности с детьми через разные формы и виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, игровой, продуктивной, музыкальной, театральной, двигательной.
Образовательная деятельность была построена в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной программы ДОУ по темам: «От зернышка до каравая», «Сказка в гости к нам пришла», «Родной свой край люби и знай», «Улицы нашего села», «Волшебные сказки рождества», «В мире удивительных вещей. Удивительное рядом», «Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином!».
А так же по инициативе и интересам детей.
В мини-музее периодически появлялся какой - то новый экспонат (обрядовая кукла, деревянная ложка, народная игрушка, альбом фотографий нашего села и др., который мотивировал детей на организацию новой совместной деятельности.
В рамках проекта прошли следующие мероприятия:
Непосредственно образовательная деятельность
При ознакомлении с окружающим миром в рамках тематической недели «Улицы нашего села» знакомили детей с убранством русской избы, историей предметов, которые использовали в быту (старинная посуда, мебель, с элементами народного костюма (одежда, головные уборы и т. п.). В рамках недели «Удивительное рядом», была организована игра- путешествие «Электроприборы вчера и сегодня». Во время игры дети познакомились с лучиной, со свечой, с разными видами ламп, а во время познавательного развлечения «Русская печка-матушка наша» сравнивали старинную печь с современной электроплитой.
В ходе недели «От зернышка до каравая» была проведена познавательная беседа «Хлеб- всему голова», где детям дали представление о труде хлебороба. Так же была организована экспериментальная деятельность «Волшебница-Мука». Дети познакомились со свойствами муки.
В рамках тематической недели «Сказка в гости к нам пришла» в образовательной деятельности по речевому развитию дети слушали и сочиняли совместно с родителями загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомились с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Разучивали потешки, пословицы, скороговорки, знакомились с приметами. В мастерской были изготовлены куклы обереги. Дети узнавали, как изготавливаются куклы и какое у них бывает назначение. Проводилась викторина по сказкам. Где дети узнавали предметы быта (коромысло, веретено, ухват). Так же в режимных моментах организовывалась двигательная деятельность разучивались русские народные игры (Ручеек, хоровод, «репонька–репка», «Колпачок» и т. д. Проводились дидактические игры, где детям, предлагалось, угадывать, предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов.
В режимных моментах в мини-музее «Русская изба» были организованы мастерские по росписи платков,сарафанов, деревянных ложек, дети знакомились с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой- матрешкой. Как результат работы творческой мастерской были оформлены тематические выставки работ детей.
Народные праздники
В мини-музее организовывали деятельность по ознакомлению детей с традициями празднования народных праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха.
Результат:
Для детей:
Дети имеют представление о жизни людей в старину на Руси,предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм.
Для педагогов:
Приобрели опыт в проектировании и создании мини- музея. Изучили методическую литературу, опыт педагогов в рамках проекта. Построили взаимодействие с родителями по реализации проекта.
Для родителей:
Повысилась активность родителей. Родители проявляют интерес и заинтересованность в организации развивающей среды группы, стали активными участниками праздников и групповых проектов.