Татьяна Чалышева
Мини-музей в подготовительной к школе группе «Наш край»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини - музей в детском саду можно рассматривать как особый вид детского музея, который располагается непосредственно в детском учреждении. Мотивация создания мини-музея первоначально заключается в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от настоящих музеев, и возможность посещения этих учреждений дошкольниками проблематична (т. к. вести детей пешком далеко, нужен специальный транспорт, из-за большого количества детей езда в общественном транспорте травмоопасна). На общем собрании с родителями мы обсудили этот вопрос, и решили, что с их помощью мы организуем в детском саду, а именно в своей группе, мини-музей. Так как дети наши посещают подготовительную к школе группу, мы решили, что воспитанникам будет полезно осознание значимости любви к родному городу, краю, его истории возникновения. Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности. Поэтому для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
Публикация «Мини-музей в подготовительной к школе группе „Наш край“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: приобщение детей к истории родного края, города, их историческому наследию.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с историей и культурой родного края, работами народных умельцев, с предприятиями города, где трудятся многие родители воспитанников; заинтересовать и привлечь родителей к сбору материала для экспозиции мини-музея, а также в изготовлении атрибутов.
Развивающие: формирование у дошкольников познавательного интереса, понимания причинно-следственных временных связей; развивать память, мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства гордости и уважения к своим предкам и современникам; чувства привязанности и любви к родному краю, гордости за свою малую родину; воспитывать уважение к труду горожан.
Практический этап. Выбор места.
1. горизонтально: на входе справа на кроватях.
2. вертикально: стена с расположенными на ней картинами, флагами, гербами и надписью “Наш край”, выполненной из цветной самоклеящейся бумаги.
Разделы мини-музея
1 раздел: “Легенды Шории”
Белый материал, изображающий снег, крепится вверху, как бы изображая горы с вечнозелеными елями. Вверху, посредине тайги, стоит красиво одетая женщина-шаманка. Внизу, у подножия горы, стоит юрта, выполненная из деревянных шпажек с наклеенными на них треугольниками из плотного картона. Рядом с юртой стоят фигурки из бумаги шорской семьи: отец, мать, ребенок. Все они одеты в национальную одежду. У отца имеется ружье. Это макет шорского поселения.
Экспонаты раздела: карта на местности “Таштагол-Новокузнецк”, фото летней юрты шорцев, настольно-печатные игры ”Одень Какук и Пасюк”, ”Путешествие из Таштагола в Новокузнецк”, кукла – шаманка, фигурки из бумаги шорской семьи, книги А. Куприянов, Ю. Манаков “Природа Кузбасса, или приключения зеленого кузнечика Кузи”, Н. В. Скалон, Т. А. Скалон “Звери Сибири”, В. Лаврина “История Кузбасса в рассказах для детей”, Н. В. Скалон “Рыбы Кемеровской области”.
2 раздел: “Старый Кузнецк”
В центре раздела, на фоне Кузнецкой крепости, стоит макет русской деревянной избы, на крыльце которой стоит кукла, одетая в русскую народную одежду. Вокруг избы расположены предметы, изготовленные своими руками жителями Кузнецка: тканые половички, подзорники ручной работы, вышивка гладью.
Экспонаты раздела: фотоальбом “Наш край 100 лет назад”, макет деревянного дома, кукла в национальной русской одежде, тканый половичок, подзорники, вышивка гладью, шкатулка из дерева.
3 раздел: «Наш край сегодня»
На фоне многоэтажек, выполненных из самоклеящейся бумаги, идут дети, одетые в современные одежды, они торопятся в школу.
Экспонаты раздела: гербы городов Кемеровской области, флаг России и Новокузнецка, набор открыток “Новокузнецк”, “Шахтерский Кузбасс”, коллекция ”Полезные ископаемые. Минералы. Сокровища Земли”, пазлы “Что делают из железной руды, из угля”, книги А. Тулеев “Преодоление”, “Новокузнецк”, карта “ Кемеровская область. Полезные ископаемые”.
Работа с детьми и родителями
Подготовительный этап :
1. родительское собрание “Создание мини – музея в группе”;
2. беседа с детьми о музее (приложение 1)
3. изготовление юрты из подручных материалов;
4. изготовление детьми одежды для бумажных кукол;
5. консультация для родителей “Роль мини – музея в развитии познавательной активности у детей”
Практический этап
1. создание родителями фото – альбома “Наш край 100 лет
назад”;
2. работа с родителями по пополнению мини-музея новыми экспонатами : вышивка гладью, макет деревянного дома;
3. рассматривание с детьми иллюстраций, открыток, газетных
вырезок о старом Кузнецке;
4. Рисование “Дом” (приложение 2)
Заключительный этап
1. беседа с детьми о родном городе.
2. сюжетно – ролевая игра “Музей” (приложение 3)
3. Занятие “Заучивание стихотворения о родном городе”
(приложение 4)
4. рассматривание с детьми коллекции полезных ископаемых;
5. занятие “Наш край” (приложение 5)
Приложение 1
Беседа о музее
Цель: расширить представление детей о музее, его видах, правилах поведения ; выявить значимость музея в жизни человека.
Материал: иллюстрации с изображением музеев.
Методы и приемы:
1. Что такое музей?
2. Виды музеев: исторический, краеведческий, искусств и т. д.
3. Правила поведения в музее:
- нельзя экспонаты трогать руками;
- нельзя ломать и забирать домой;
- можно и даже нужно задавать вопросы;
- можно пополнять музей новыми экспонатами;
- нельзя громко разговаривать и пользоваться телефоном;
- нельзя сорить;
4. Д/и “Хорошо, плохо”
5. Итог.
Приложение 2
Художественное творчество
Рисование “Дом”
Цель: учить детей изображать в рисунке деревенский дом, дополнять элементами: ставни, крыльцо, труба; развивать творчество.
Оборудование: простой карандаш, гуашь, бумага.
Методы и приемы:
1. Рассматривание иллюстраций с изображениями деревянных домов.
2. Сообщение темы.
3. Показ рисования дома воспитателем.
4. Самостоятельная работа детей.
5. Индивидуальный подход.
6. Выставка работ.
Приложение 3
Сюжетно –ролевая игра “Музей”
Цель: учить последовательно руководить процессом игры, самостоятельно распределять роли.
Оборудование: бейджики, экспонаты.
Предварительная работа: подбор экспонатов, изготовление билетов, бейджиков.
Методы и приемы:
1. Сообщение темы
2. Распределение ролей.
3. Экскурсия по музею.
4. Рассказ экскурсовода о выставке экспонатов.
5. Итог.
Приложение 4
Коммуникация.
Заучивание стихотворения “Новокузнецк родной” Л. Лукьянцева
Цель: расширить и уточнить знания детей о родном городе; развивать память, речь.
Методы и приемы:
1. Беседа о городе.
2. Чтение стихотворения воспитателем:
На берегу Томи красуясь,
Стоишь Новокузнецк родной,
Горжусь размахом твоих улиц,
Твоею славой трудовой.
Смотрю, как вырастают горы
Из недр добытого угля,
В сиянье лампочек шахтеров,
Добывших уголь для тебя.
3. Беседа по содержанию.
4. Словарная работа.
5. Повторное чтение стихотворения.
6. Заучивание детьми.
7. Итог.
Приложение 5
Занятие по познавательному развитию “Наш край”
Цель: уточнить и расширить знания детей о родном крае.
Оборудование: костюмы шамана, уголька, краеведческая карта Кемеровской области, флажки, восковые карандаши, карточки, бубен.
Методы и приемы:
1. Вводная беседа.
2. Игра “Белый шаман”
3. Путешествие “уголька” и его превращения.
4. Практическая работа детей.
5. Итог.
Содержание:
1. Тема проекта.
2. План по созданию мини – музея.
2.1. Подготовительный этап :
- актуальность;
- цель;
- задачи;
2.2. Практический этап:
- выбор места;
- оформление названия мини – музея;
- описание разделов и экспонатов;
- работа с детьми и родителями;
2.3. Заключительный этап:
- открытие мини – музея;
- экскурсия по мини – музею;
- занятие “Наш край”;
3. Описание экспоната.