Кристина
Отчет по самообразованию «Развитие речевых способностей детей посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт на-рода, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреп-ленный в произведениях народного искусства. Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»). Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речевых способностей детей посредством фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л. C. Выготского можно рассматривать как систему, что доказано диссертационным исследованием Н. Н. Палагиной. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д. С. Лихачев так говорит об этом: «Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».
Поэтому, работая с детьми на протяжении нескольких лет, я решила обобщить опыт работы, целью которого явилось развитие речи детей младшего дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.
Приоритетное направление в работе: «Развитие речевых способностей детей по средствам фольклора».
Изучая литературу по теме, мною были выявлены формы и методы педагогического руководства, определена роль сказок, дидактическим игр, хороводных, подвижных, речевых игр.
По данному направлению обобщен опыт работы, разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста. Разработаны схемы размышления над сказками, принципы работы со сказкой.
Цель: Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к фольклору, умение его слушать и понимать.
Задачи:
1. Сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства.
2. Создать благоприятные условия для усвоения детьми фольклорных произведений.
3. Привлечь детей к рассматриванию книг с картинками, рассказыванию коротких сказок, чтению потешек, стихов.
4. Учить рассказывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки.
5. Способствовать формированию умения использовать доступные детям произведения устного народного творчества в их собственной речи.
6. Развить доброжелательное отношение детей к близким людям, любовь к родителям, симпатию к сверстникам, уважение и заботу к старшему поколению.
В своей работе использую программу «Детстве», разработанную коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Представленное содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработано на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Исходя из принципов гармоничности образования, для органического вхождения ребенка в современный мир, мы предусматриваем широкое взаимодействие дошкольника с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Поэтому особое место в работе уделяется естественным, для ребенка - дошкольника видам деятельности: игре, общению со взрослыми и сверстниками, экспериментированию, предметной, изобразительной, художественно-театральной деятельности. Развивающая среда создана в группе с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
В своей работе использую преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек.
Для этой работы в группе созданы фольклорный уголок, книжный уголок ряженья, театрально-музыкальный, изобразительный.
Подбор дидактических материалов, картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. Изготовлен конусный театр, ложковой, пальчиковый, настольный (многие, из которых сделаны и приобретены совместно с родителями). Совместно с родителями собрали фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, ухват, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, берестяные туески, вышитый салфетки, и др.).
Пополнили книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками.
Стараемся наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Дети с удовольствием занимаются в кружках организованных на базе группы: «Речецветик» (руководитель Черченко Т. И.) и «Головастик» (руководитель Солонина И. Е.). Целью кружка «Речецветик» является обогатить представление об окружающих расширить и активизировать словарь детей. Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (их признаки, действия месторасположение в пространстве). Выбирать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Развивать ловкость, быстроту, гибкость, улучшать внимание, память.
Ребята активно принимают участие в постановках спектаклях ко Дню Театра, которые проводятся в нашем детском саду один раз в квартал: «Упрямый козел», «Заячья избушка», «Заяц в огороде», «Мороз Иванович» и др.
Педагогический процесс, включает также организованное обучение. При поведении занятий я использую игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется).
Проводим валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционирование организма и проявлении заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способы оказания элементарной помощи.
Для этой работы подобран специальный наглядный материал. В группе имеется спортивный уголок, в котором представлено нетрадиционное спортивное оборудование, изготовленное нами с привлечением, помощи родителей, постоянно пополняем картотеку подвижных игр, комплексов утренней гимнастики, упражнения: для развития дыхания, зрительно - моторной координации.
Опыт работы показал, что для полноценного развития речи младшего возраста через использование малых фольклорных форм необходимо создать специальные условия употребления во всех режимных моментах использование потешек, прибауток, загадок, сказок и в повседневной жизни, как в детском саду, так и дома.
Глубокое жизненное содержание малых фольклорных произведений имеет яркую, подлинно художественную форму выражения, что не просто создает положительный эмоциональный фон, а доставляет эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в сознании детей, и которое они желают получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного народного творчества.