Ирина Желонина
Мини-проект для детей дошкольного возраста «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Сказка»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Мини-музей Матрешек
для детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Желонина Ирина Александровна
п. Развилка, 2020 г.
Проект "Мини-музей Матрешек»
Проект составила Дудина Елена Евгеньевна.
Проект реализуется с детьми 3-4лет.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, игровой
Публикация «Мини-проект для детей дошкольного возраста „Матрешка“» размещена в разделах
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители
Сроки реализации: с 10 февраля 2020 г. по май 2020 г.
Описание предметно – развивающего пространства:
Местоположение – вторая младшая группа
Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке, дидактические игры, работы детей и родителей.
Актуальность:
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема:
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель:
Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки.
Задачи: Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию. Формировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке, знакомить с народными промыслами. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности. Воспитывать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.
Работа с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность (опыты, экскурсии, наблюдение, рассматривание).
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи)
Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации). Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Работа с родителями:
Создание фольклорного мини-музея «Матрешки»
Консультация «Как играть с матрёшкой»
Консультация «Появление матрешки на Руси»
Консультация «В какие игры можно играть с матрешками»
Беседы, подбор литературы, иллюстраций.
Ожидаемый результат:
Познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор); разучить простейшие элементы росписи; дать представление о цветовой гамме матрешек; расширить и активизировать словарный запас слов.
Методы и приё мы:
1. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
2. Рассматривание матрешки-игрушки, иллюстраций.
3. Дидактические игры
4. Заучивание стихов
5. Чтение потешек
Цель:
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой».
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
Беседа: «Откуда появилась матрешка?».
Беседа «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки)
Беседа о дереве, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).
Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Коммуникативная деятельность.
Рассматривание изображений разных матрешек.
Чтение стихов и загадок о матрешке.
«Враг природы тот, кто леса не бережёт».
Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки».
Учить детей водить хоровод «Матрешка».
Игровая деятельность
Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Матрешки-сестрички».
Пр. сод: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, показать детям способы ролевого поведения в обучающей игре, учить выполнять несколько игровых действий, соблюдать нормы и правила социальных контактов. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желания товарищей.
Дидактические игры:
«Игрушка Матрешка»
Цель: учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими их двух однотипных и взаимосвязанных частей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Познакомить детей с зоной театрально-игровой деятельности.
«Одноместная Матрешка»
Цель: Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка», воспитывать интерес и наблюдательность.
«Собери матрёшку». Цель: побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половины предмета одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимательность
Пальчиковые игры:
"Красавицы матрешки"
Пр. сод: Согласовывать движения пальцев рук с текстом. Развивать мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к игре.
Заключительный этап
Цель: Обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы.
Итог проекта:
Изготовление дидактических игр.
Выставка: «Семейная матрешка».
Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.
Методический материал:
1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. - М., АРКТИ, 2007/
2. Затеева Е. В., Попова Л. М., Бойко Г. Н., Поздняева Е. Ю.
Деятельность педагога по осуществлению гражданско-патриотического образования детей. – Барнаул, 2010.
3. Михина Е. Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет. - Издательство «Учитель», 2010. 7. Соловьева Л. Н. Русская матрешка. - Москва - ИНТЕРБУК, 1993.
4. Материалы из сети Интернет.