Приложение МААМ

Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Марина Стахельчик
Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника – как средство познавательно - речевого развития дошкольников.

“Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Для детей дошкольного возраста одним из наиболее важных приоритетов является речевое развитие. От уровня, который ребёнок успеет освоить до школы, будет напрямую зависеть успешность его дальнейшего обучения.

Публикация «Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах

Хочу рассказать про одну из моих любимых технологий для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.

Мнемотехника– это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры. Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример: Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот, в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Мнемотехника успешно используется в детском саду для развития речи, памяти и познавательных процессов.

Методы мнемотехники, способствуют решению многих задач в обучении и развитии дошкольников:

• улучшение навыков самоконтроля;

• эффективное развитие процессов запоминания, а также внимания, логического мышления и речевых навыков;

• достижение постановки речи, коррекция различных её дефектов;

• тренировка навыков обобщения информации;

• развитие творческого мышления у детей;

• обучение навыкам формулировки устного ответа.

Осваивая на занятиях упражнения из данной методики, дошкольники учатся запоминать стихи и небольшие рассказы, а также самостоятельно составляют простые предложения и небольшие тексты. Дети с увлечением окунаются в творческий процесс, путешествуют по сказкам, знакомясь с яркими персонажами в иллюстрациях.

Такая технология позволяет заинтересовать ребёнка, поэтому занятие проходит для него легко и интересно. Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Занятия я строю от просто к сложному.

Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка.

Сначала я показываю ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом знакомлю и помогаю составлять самостоятельно мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории, предложения, загадки.

Мнемотаблицы —это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов.

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами  ассоциативные образы, а можно использовать яркие картинки.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Для более эффективной и творческой работы я создала мнемо-полотно с кармашками, где можно расположить уже готовые картинки или те, что нарисовали дети.

Данные изобретение помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этого пособия не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии изготовить полотно из подручных средств, нарисовать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или создать банк тематических картинок.

Кроме познавательных функций, использование методики эффективно развивает фантазию, творчество, изобразительные навыки и мелкую моторику.

Развивая творческие способности и речевую активность детей я пришла к выводу, что самым эфективным способом для моих детей является и театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Как уже было сказанно выше, мнемотехника успешно используется для развития памяти. При заучивании роли моим детям помогает мнемотехника.

 

У меня в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров: теневой, магнитный, фланелеграф, пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр «живая рука», театр «варежка», резиновых игрушек, театр из бросового материала.

Мнемотехника играет особую роль в развитии речи через театральную деятельность. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Дети легче запоминают образы, если цвет соответствует герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняю или заменяю другой заставкой: изображаю персонажа в графическом виде: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.)

Вывод:

Работу с мнемотаблицами рекомендую начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы.

В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели вместе с детьми, где дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

В своей работе я использую мнемотаблицы для запоминания сказок и их пересказа, при обучении составлению рассказов.

В результате при использовании технологии мнемотехника в театрализованной деятельности:

у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-развивается наглядно-образное и логическое мышление;

-совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице;

-снимаются внутренние зажимы и комплексы.

Технология мнемотехники универсальна и эффективна, способствует всестороннему развитию личности ребенка, в нашем случае через театрализованную деятельность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Пособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольниковПособие «Театральный экспресс» как средство речевого развития дошкольников Домарева Елена Николаевна, воспитатель, Салькова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» г. Старый Оскол Театрализованная.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 15:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Стахельчик (УИ 1354489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД