Богомолова Юлия Викторовна
Многофункциональное дидактическое пособие «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное дидактическое пособие
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию ряда задач, в том числе на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Теремок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Игры, дидактические пособия по сказке
- Темочки
Известно, что ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Знания, которые даются в занимательной форме, в процессе игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Поэтому мы стараемся использовать игру и игровые упражнения для развития интеллектуальных качеств детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Исходя из выше сказанного, и того, что в основе развития познавательных интересов и интеллектуального развития в дошкольном возрасте, лежит игровая деятельность, как ведущий вид деятельности ребенка, мной было изготовлено игровое многофункциональное дидактическое пособие «Теремок».
Описание пособия: многофункциональных дидактических пособий - "Теремок", которое представлено в виде наборного полотна в форме домика с окошками и тематических карточек, выполненных из ламинированной плотной бумаги и картона. Карточки крепятся к теремку при помощи обычной ленты-липучки, что представляет собой безопасное использование детьми в процессе игры. Игры с пособием охватывают несколько образовательных областей, такие как «Познавательное развитие» и «Речевое развитие». В свою очередь «Познавательное развитие» разделяется на формирование элементарных математических представлений и знакомство с окружающим миром.
Возрастная направленность: Представленное многофункциональное дидактическое игровое пособие предназначено для детей 3-6 лет.
Форма работы: может быть широко использована воспитателем в педагогическом процессе, на занятиях (подгрупповых, индивидуальных) и в самостоятельной деятельности детей общеразвивающей и коррекционной направленности. Его можно использовать в различных образовательных областях и в различных вариантах игр. Согласно возрастной категории, задачи могут усложняться на усмотрение воспитателя.
Цель пособия: в игровой форме закрепить знания, полученные на занятиях, облегчить усвоение материала с опорой на наглядность.
Задачи:
- формировать представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве и др. ;
- развивать способности к логическим операциям (умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию);
- развивать математические способности; ознакомление детей с основными геометрическими фигурами; изучения детьми основных цветов (синего, красного, зеленого, желтого); развития счетных навыков;
- развитие речи: умение отвечать на вопросы, строить диалог, высказывать своё отношение к ситуации, думать, предлагать путь решения познавательной задачи;
- поощрять любознательность;
- развивать у детей коммуникативные способности (формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться в совместной игре, распределять между собой необходимый материал, согласовывать действия);
- вызывать чувство радости, удовлетворения от достижения цели.
Ожидаемые результаты: участие в играх будет способствовать:
• активизации познавательного интереса дошкольников;
• развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
• формирование элементарных математических представлений.
Правила игр: ведущий выкладывает основную картинку - логотип на верхнее окошко и предлагает детям «расселить» в другие (нижние окошки) только те тематические картинки, которые соответствуют поставленной цели, например, только овощи или только фрукты, согласно картинке-логотипу. Задачи можно усложнить, задачи варьируются в зависимости от возраста и знаний детей.
1 Игры для детей с недостаточным уровнем усвоения программы
Варианты игр могут периодически пополняться различными темами по необходимости.
Игры по ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
«Какого цвета»
Цель: закрепление знания цветов
«Один – много»
Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один – много»
«Больше – меньше»
Цель: упражнять в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые)
«Подбери по форме»
Цель: закреплять знания основных геометрических фигур
«Слева – справа»
Цель: ознакомить детей с пространственной единицей слева-справа. Научить детей постоянно связывать название руки с выполняемыми ею действиями. Научить детей ориентироваться на листе бумаги.
Игры по РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Назови одним словом».
Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.
«Подбери по цвету».
Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.
«Игры-загадки».
Цель: расширение словарного запаса.
«Чего не стало?».
Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.
«Из какой сказки пришли эти герои?»
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по сказочным персонажам. Учить детей давать точное название сказки.
«Узнай героя сказки по описанию»
Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
Игры по ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
«Подбери овощи»
Цель: Закрепить знания детей об овощах, месте их произрастания
«Подбери фрукты»
Цель: Закрепить знания детей об фруктах, месте их произрастания
«Подбери ягоды»
Цель: Закрепить знания детей о ягодах, месте их произрастания
«Птицы»
Цель: Формировать представления детей о птицах
«Дикие животные»
Цель: Развивать умение узнавать и называть названия знакомых птиц
«Домашние животные»
Цель: Познакомить с домашними животными и их детенышами; формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных
«Когда это бывает?» (времена года, ориентировка во времени)
Цель: Систематизировать знания детей о временах года
«Классификация» (одежда, посуда, мебель и др.)
Цель: Формировать представления детей о одежде, посуде, мебели, её классификации и назначении
«Мир транспорта»
Цель: Способствовать систематизации знаний детей о транспорте.
Варианты игр могут периодически пополняться различными темами по необходимости.
2 Игры для детей с опережением уровня программы
Варианты игр могут периодически пополняться различными темами по необходимости.
Игры по ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛИМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Игра «Кто где».
Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Игра «Много-мало».
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «несколько», больше», «меньше», «поровну»
«Найди по цвету».
Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету
«Найди предмет такой же формы».
Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одними и теми же геометрическими образцами
«Какого размера?»
Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий», учить соотносить предметы по размеру
Игры по РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Составление предложений».
Цель: развитие связной речи, логического мышления.
«Где что находится».
Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
«Что не так?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «Кого не стало?»
Цель: Уточнить усвоение детьми содержание сказки. Закрепить последовательность появления персонажей.
«Волшебная шкатулка»
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по предметам, картинкам, отрывкам.
«Расскажи сказку» (по модели, мнемотаблице, схеме)»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
«Кто так сказал?»
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по словам главных героев.
Ассоциации «Найди пару»
Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки.
«Найди героев сказки».
Цель: закреплять умение узнавать сказку по картинке и называть героев этой сказки
Дидактическая игра «Сочини сказку»
Цель: Развивать у детей мышление, логику, лексический и грамматический строй речи, связную речь.
Ход игры:
1 вариант (форма игры – индивидуальная):
Ребёнок должен разложить карточки в той последовательности, которую он считает нужной, и сочинить по ним сказку, используя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия и другие части речи. Взрослый может дополнять сказку ребёнка, задавать наводящие вопросы.
2 вариант (форма игры – индивидуальная):
Взрослый выкладывает перед ребёнком карточки с цветными картинками в той последовательности, которую он считает нужной. Ребёнок сочиняет сказку, отталкиваясь от картинки, изображённой на карточке, и от последовательности картинок, которую предлагает ему взрослый.
3 вариант (форма игры – парная):
Взрослый выкладывает перед двумя детьми по одной карточке с цветными картинками. Один ребёнок начинает сочинять сказку по первой картинке, второй ребёнок – по второй (соединяя фрагменты сказки в смысловое единство, и т. д. до конца сказки. Каждый ребёнок может дополнять фрагмент сказки другого ребёнка.
Игры по ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
«Во саду ли, в огороде»
Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами.
«Собери грибы в лукошко»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о грибах, предложить описать
«Времена года»
Цель: Познакомить ребенка с изменениями, происходящими в природе, научить собирать цепочки из карточек
«Животные рядом с нами»
Цель: Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни
«Кому что нужно для работы?»
Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.
«Сезонная одежда»
Цель: расширение знаний детей о сезонной одежде. Развивать познавательный интерес, предложить описать
«По земле, по воде и по воздуху»
Цель: Закрепить детей в различении и назывании видов транспорта, развивать зрительное восприятие
Для более старших детей можно предложить следующие варианты игр:
1. По дифференциации звуков в слове.
2. Соотношение по количеству.
3. Специальные машины.
4. Дни недели и др.