МААМ-картинки

Модель центра познавательной деятельности

Елена Моисеева
Модель центра познавательной деятельности

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации

Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметно-пространственной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как в образовательной, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение.

Публикация «Модель центра познавательной деятельности» размещена в разделах

Оформление центра

Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании работы, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.

На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.

В качестве оформления можно использовать портреты учёных, комнатные растения.

Лабораторное оборудование

Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.

Для демонстрации отдельных опытов нужно приобрести лупы, пипетки желательно на каждого ребёнка. Обязательно должно быть дополнительное оборудование в основном для демонстрации отдельно взятых опытов: микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус.

Так же необходимы комплекты для игр с водой, песком, ветром.

А чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.

Материалы для работы

Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.

Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т. д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (примерно 5 штук на подгруппу детей, маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.

Для наблюдения за живыми объектами можно поместить большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней у веток тополя, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.

В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т. д., коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром, коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т. д.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.

Примерный алгоритм подготовки и проведения

познавательно – исследовательской деятельности

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и др.) по изучению теории вопроса.

Определение типа, вида и тематики познавательно – исследовательской деятельности, экспериментирования.

Постановка цели, задач работы с детьми (как правило, это обучающие, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в «мини-лаборатории» или «центре науки»).

Выбор и подготовка пособий, оборудования с учетом сезона, возраста детей и тематики образовательной деятельности.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования в ДО

Организация мини-лаборатории и центра науки.

В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:

Место для постоянной выставки, где размещаются различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)

Место для приборов.

Место для выращивания растений.

Место для хранения материала (бросового и природного).

Место для проведения опытов.

Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).

Приборы и оборудование мини-лабораторий: микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные, магниты, термометры, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, наждачная бумага, лоскутки ткани, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, мельницы.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).

Публикации по теме:

Самореализация воспитанников детского Центра посредством различных видов деятельности По выражению Б. Акунина, 999 человек из 1000 проживает не свою, а чужую судьбу. Вот почему важно убедиться в собственной уникальности, раскрыть.

Модель центра исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста .

Модель центра познавательной деятельности в дошкольной образовательной организации В группе детского сада создан уголок безопасности дорожного движения. Для ознакомления детей с правилами ПДД я использую: • атрибуты дорожно-постовой.

Модель образовательной деятельности на неделю «Разговор о хлебе» Модель образовательной деятельности на неделю Темообразующий фактор 1 августа День хлеба Тема «Хлеб – всему голова» Название «Разговор.

Модель образовательной деятельности «Планета здоровья» Модель образовательной деятельность (планирование на неделю) Темообразующий фактор: 7 апреля Международный день здоровья Тема: «В здоровом.

Модель воспитательно-образовательной деятельности в младшей группе «Транспорт» Цель: Представление о транспортных средствах. Рассматривание разных по размеру машин; обследование игрушечных машин. Организация развивающей.

Музей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитаниюМузей как модель инновационной деятельности по патриотическому воспитанию Создание музейной комнаты началось с определения методической темы, определения цели и задач инновационной деятельности, разработки модели.

Организация образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей группе «Знакомство с магнитом» Конспект организации образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей группе. Тема «Знакомство с магнитом» Программные.

Организация предметно-развивающей среды посредством центра экспериментальной деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды посредством центра экспериментальной деятельности Организация предметно-развивающей среды посредством центра экспериментальной деятельности. «Человек стал человеком, когда услышал шепот.

Паспортизация центра детской деятельности «Грамота» в группе старшего дошкольного возраста Паспортизация центра детской деятельности «Грамота» в группе старшего дошкольного возраста. 1. Папка (альбом) с сочиненными детьми рассказами,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Модель центра познавательной деятельности
Опубликовано: 24 марта 2019 в 20:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД