Лариса Кирьякова
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Федеральный государственный образовательный стандарт диктует, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Публикация «Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Но, современная ситуация такова, что большое количество детей, приходящих в детский сад, даже в возрасте 3-4 лет, имеют нарушения в развитии речи, общее недоразвитие речи или не разговаривают совсем. В связи с этим, естественно, что дети не могут выразить через речь свои мысли и желания, попросить помощи у взрослого в сложных ситуациях, договориться со сверстниками. Речь заменяют эмоциональные проявления более свойственные для раннего этапа развития ребенка (плач, крик, топот ногами и пр.).
И на основании вышеперечисленного у педагога возникает ряд вопросов по организации эффективной образовательной деятельности в рамках овладения детьми устной речи. Затруднения педагога в построении результативной образовательной деятельности могут быть решены посредством консультации у специалистов в области нарушений речи (например, логопедов, в отдельных случаях дефектологов, в рамках инклюзивного образования возможно и сурдопедагогов). Самостоятельное изучение научной литературы по данному вопросу, просмотр научных передач, посещение соответствующих курсов повышения квалификации, подбор и составление картотек игр, направленных на развитие речи ребенка, организация предметно-развивающей среды.
Направления работы в организации образовательной деятельности по развитию устной речи младших дошкольников.
Прием детей
Д/и «Здравствуй»!
С добрым утром, мама, папа!
Здравствуйте, в саду ребята,
Солнце, небо и зверята
Утра доброго всем вам!
Задачи:
1. создание положительного эмоционального фона;
2. развитие речи через индивидуальные беседы и игры для общения;
3. формирование навыков культурного поведения.
Утренняя гимнастика:
комплекс гимнастики включает упражнения на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
«Мы здоровью скажем - ДА»!
В группе нашей каждый день
Делаем зарядку,
Выполняем упражненья
Строго по порядку
Носом воздух мы вдыхаем,
Ртом мы воздух выдыхаем.
Не страшна простуда нам,
Нам не нужно к докторам!
Перед завтраком - пальчиковая и артикуляционная гимнастика
«Пальчики гуляют…»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик все съел,
От того и растолстел.
Задачи:
1. развитие мелкой моторики;
2. развитие речевого центра;
3. развитие и тренировка органов артикуляционного аппарата.
Гигиенические процедуры
«Водичка, водичка…»
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Задачи:
1. заучивание чистоговорок и потешек;
2. оречевление всех действий, которые выполняют дети;
3. проговаривание названий предметов;
4. артикуляция звуков.
Сервировка стола
«Накорми друзей»
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа
Задачи:
Закрепление названий столовых приборов, их назначение, из чего сделаны, обобщающее слово «посуда».
Непосредственно образовательная деятельность
Задачи:
1. развитие устной связной речи;
2. развитие умения составлять связный рассказ по предметным картинкам;
3. пересказ рассказов и сказок.
Подготовка к прогулке и прогулка
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
1. проговаривание выполняемых действий,
2. закрепление названий предметов одежды,
3. заучивание потешек, поговорок и коротких стихов;
4. организация ситуаций общения взрослый-ребенок, ребенок-ребенок;
5. организация проблемных ситуаций и т. д
Развивающая речевая среда –
насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка:
1. речевой уголок ( материалы для индивидуальной и подгрупповой работы: зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук);
2. картотека чистоговорок на разные звуки;
3. тематические альбомы;
4. пособия для проведения артикуляционных упражнений;
5. дидактические игры (для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха);
6. картотека режимных моментов ( подборка материала темам: утреннее приветствие, дневной сон, пробуждение, гигиена, на прогулке, ритуалы в течение дня, вечерние ритуалы.
7. игры в театральном уголке и уголке ряженья, инсценировки по мотивам различных сказок.
Родительский уголок
Также в течение дня проводится индивидуальная работа с детьми, направленная на развитие их речи (дыхательные упражнения, пальчиковые игры, чистоговорки, скороговорки, артикуляционная гимнастика, дидактические игры, беседы и пр.). Кроме того, проводится работа (индивидуальная и коллективная) с родителями на тему развития речи дошкольников. Работа с родителями по правильному речевому развитию ребенка проводится в форме консультаций (об объеме словарного запаса ребенка к концу и к началу года, о том, что ребенок в этом возрасте уже должен уметь поделиться информацией «Коля пришел», пожаловаться на неудобство «устал» и действия сверстника «отнимает», сопровождать речью игровые и бытовые действия, слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, пользоваться речью как средством общения со сверстниками, рекомендаций воспитателя, созданий памятки о том, как можно заниматься с ребёнком дома, а также через информирование родителей о тематике занимательной деятельности в детском саду.
Заключение
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Общение с взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему – либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Таким образом, умелое использование выше перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.