марина свитина
Модель познавательного занятия «Путешествие в прошлое кораблей» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- научить детей понимать назначение и функции корабля;
- закреплять умения определять некоторые особенности предметов (форму, части, размеры) и материалы (дерево, металл, пластмасса, стекло);
- сформировать у детей понятие, что человек создает корабли для облегчения жизнедеятельности;
- развивать ретроспективный взгляд на корабли;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Модель познавательного занятия „Путешествие в прошлое кораблей“ (старший возраст)» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
Пособия и материалы: макет корабля; медведь с рюкзаком; таз с водой; щепка; плот из веточек; коврики; иллюстрации с изображением челна, лодки, парусника, бревна, плота и т. д. ; картинки – схемы по количеству детей.
Ход занятия:
- Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
- А что нужно сделать, чтобы оно было еще лучше? Я сейчас улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу, потом мы вместе улыбнемся нашим гостям, и подарим им хорошее настроение.
- Ой, меня кто – то толкает, кто это может быть, давайте посмотрим (воспитатель достает игрушку медведя с рюкзаком).
- Ребята, мишка что – то хочет сказать. Он спрашивает: «Как вы думаете, куда я собрался?» (ответы детей).
- А на чем можно путешествовать? (на поезде, на самолете, на автобусе, на корабле и т. д.) Вот и наш мишка хотел бы отправиться в путешествие на корабле. Хотите отправиться вместе с ним?
- Как вы считаете, что самое важное нужно взять с собой в путешествие? (дружбу, хорошее настроение, трудолюбие, взаимовыручку)
-А перед тем, как отправиться в путешествие, давайте вспомним пословицы о труде и дружбе. (ответы детей)
- Итак, мишка будет штурманом, он поведет наш корабль в увлекательное путешествие в прошлое кораблей. Проходите на наш корабль и занимайте места. А чтобы нам в пути было веселей, мы поиграем в игру (проводит пальчиковую игру)
Почему же наш большой
крутит, вертит головой?
Он на судне – капитан –
изучает океан.
Палец указательный
умный и внимательный
занят делом постоянно
он – помощник капитана
Средний палец – наш матрос
мачту он на борт принес
чтоб он весел был в пути,
надо пальцем покрутить.
Безымянный палец – кок
он испек большой пирог
поперчил и посолил,
и вокруг него ходил.
Наш мизинец – это юнга
он сейчас прямой, как струнка.
Юнга трудится весь день
нам крутить его не лень.
- До прибытия на необитаемый остров осталось совсем немного времени. А сейчас, закройте глаза, мы с вами перенесемся в прошлое кораблей.
Очень давно, когда люди жили в пещерах, они заметили, что упавшее в воду бревно не тонет. Давайте мы с вами проверим (воспитатель опускает в таз с водой палочку). Тогда они стали переправляться на бревне с одного берега реки на другой. Как вы думаете, удобно ли это было? (ответы детей)
- Правильно, неудобно, и пойманную добычу на одном бревне невозможно перевезти. Тогда они стали соединять несколько бревен, перевязывали их тростником, травой и получался плот (воспитатель показывает иллюстрацию с изображением плота) Давайте опустим модель плота в воду.
- Как по вашему, удобно ли было людям? (ответы детей) Правильно, плот очень медленно плавал по реке.
- Ребята, сейчас мы с корабля переберемся на плоты и поплывем дальше к острову. Все сели удобно, плывем дальше.
- Плот плавал медленно, и у людей появилась необходимость в более быстрых средствах передвижения по воде, чем бревно и плот. Они придумали, что если конец бревна сделать острым, оно быстрее поплывет, а если выдолбить углубление, бревно станет легким и в нем можно будет сидеть. Так люди изобрели челн, а затем уже и лодку. Лодки были разных размеров и форм (воспитатель показывает детям иллюстрации). Подумайте, удобны ли были такие лодки? (ответы детей)
- Ну вот, ребята, мы и добрались до острова кораблей. Причаливайте свои плоты и сходите на берег.
(Динамическая пауза)
- А сейчас, садитесь удобно и слушайте внимательно (воспитатель включает магнитофонную запись)
- Много времени прошло, пока люди стали использовать силу ветра. Так появились первые парусники, а потом огромные парусные корабли (воспитатель показывает детям макет парусника, на которых люди отправлялись в кругосветные путешествия. Но не всегда им дул попутный ветер, и в тихую погоду корабли стояли в ожидании ветра. Моряки говорили об этом «полный штиль». Ребята, как вы считаете, удобны ли были такие корабли? (ответы детей)
- Много времени утекло с тех пор, ученые изобрели паровой двигатель, его стали использовать на кораблях – так появились пароходы. Ученые усовершенствовали двигатели и использовали их на кораблях. Корабли строили уже не только из дерева, но и из металла. (Дети подходят к стенду и рассматривают иллюстрации с изображениями разных видов кораблей)
- Вы увидели много разных кораблей, все они очень нужны и помогают человеку. Как вы думаете, какие самые прочные корабли? (ледоколы, они раскалывают льды)
- Какие корабли еще есть на стенде? (туристические, пассажирские, военные, исследовательские, рыболовецкие, подводная лодка) Каково их назначение?
- В настоящее время ученые работают над сверхпрочным пластиком и мечтают создать лодку будущего. Она будет легкой, быстрой и удобной.
- Ребята, вам интересно, а вот наш мишка что – то загрустил, он расстроился из – за того, что не смог запомнить, что за чем появилось. Давайте поможем ему разобраться. (Воспитатель проводит игру «Что за чем?»)
- Ребята, на этом наше занятие заканчивается, мишка благодарит вас за увлекательное путешествие, он приготовил для вас сюрпризы.