Ильсия Тимербулатова
Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Модели интегрированного обучения детей
Дети различны по своему психологическому статусу и нарушениям в развитии, поэтому требуют различной помощи со стороны специализированных учреждений и специалистов – дефектологов и специальных психологов. Для разных категорий детей возможна организация нескольких моделей интегрированного обучения в массовых школах и массовых дошкольных учреждениях. Однако все они требуют дополнительных специфических условий работы учителя, его индивидуальной специфической помощи.
Публикация «Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Рассмотрим различные модели интегрированного обучения на примере нарушения зрения. Л. И. Солнцева утверждает, что интеграция может осуществляться по нескольким моделям : полной, частичной (фрагментарной) и временной (эпизодической).
Полная интеграция. Полная интеграция детей с нарушением зрения предполагает возможность выполнения ребенком требований педагога и учителя без скидки на его зрительную недостаточность. Модель полной интеграции рассчитана, как правило, на детей со снижением зрения, компенсирующимся оптикой, и способных работать, используя зрение в течение учебного дня, и получать учебную информацию на основе зрительного восприятия.
Но даже при полной интеграции дети с нарушением зрения в процессе воспитания и обучения нуждаются в специализированной поддержке и организации условий зрительной работы: освещенность, специфический дидактический материал и учебники, тифлотехнические и оптические средства. Для этих детей необходим постоянный контроль за состоянием зрения и осуществление режима посильной зрительной нагрузки.
Кроме школьных занятий каждый ребенок с нарушением зрения должен быть обеспечен коррекционными занятиями по развитию зрительного восприятия в офтальмологических кабинетах или кабинетах развития зрения не менее чем 1 часа в неделю.
Проблема полного интегрированного обучения детей с нарушением зрения в условиях массового учреждения многообразна. Обеспечение личностного благополучия ребенка в условиях изменения социальной ситуации развития бывает необходимо даже и в том случае, когда ребенок не имеет физических отклонений в развитии. Поступление детей в ясли, детский сад, школу, конечно, влечет за собой внутренний дискомфорт. Ребенок же с нарушением зрения, попадая в совершенно иную среду, сталкивается с весьма глубокими психологическими проблемами. Положение усугубляется интенсивностью и остротой переживания ребенком своего дефекта, своей непохожести на остальных.
Переход из закрытого специализированного учебного заведения, где все дети имеют те или иные нарушения зрения, в среду нормально видящих сверстников требует личного мужества от ученика с нарушениями зрения, поскольку подобный переход оказывает стрессовое воздействие на него. Ему должна быть оказана квалифицированная психологическая помощь как перед интеграцией, так и в ее процессе.
Особое место в полной интеграции детей с нарушением зрения дошкольного возраста занимают создаваемые консультативные группы, которые дают специфические навыки и знания детям, не посещающим специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, или детям, воспитывающимся в массовых дошкольных учреждениях.
Большое значение в коррекции и компенсации дефекта зрения имеет правильный подбор и использование оптических средств. В условиях интеграции детей с нарушениями зрения особенно важно не допустить снижения остроты зрения, обострения текущих глазных заболеваний.
Временная (эпизодическая) интеграция связана с подготовкой детей к полной или частичной интеграции в массовое учреждение. Одно из основных направлений работы с детьми в этом периоде – формирование умений общаться со своими зрячими сверстниками, преодолевая боязнь общения и стеснение из-за своего нарушения.
Большое значение для преодоления скованности в общении имеет проведение квестов, конкурсов, КВН и других мероприятий, где дети с нарушением зрения могут лучше показать свои способности, знания и умения. Таким образом интеграция таких детей проходим более равномерно.