Получи документы

Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ганюхина Ольга
Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

АКТУАЛЬНОСТЬ

К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Публикация «Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Этим обусловлена актуальность данного проекта.

цель проекта - выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

объект проекта - процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

предмет проекта - моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ведущая педагогическая идея:

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если:

- выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование

- на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования

Значимость проекта:

Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей связной речи у дошкольников с ОНР, а также в обосновании необходимости использования метода моделирования в процессе работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость заключается в коррекции нарушений связного высказывания у детей с ОНР с применением метода моделирования.

Научность и теоретическая база

Вопросы развития связной речи изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич и другими).

Так Ф. А. Сохин считает, что связная речь — это «не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенными предложениями, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Одним из наиболее сложных и распространенных речевых дефектов является

общее недоразвитие речи (ОНР).

Метод МОДЕЛИРОВАНИЯ для развития связной речи

детей с ОНР.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ III ПЕРИОДОВ:

МЕТОДЫ РАБОТЫ

-Пересказ с опорой на модель

- Рассказ по сюжетной картинке

- Отгадывание загадок по модели

Дидактическая игра

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1. Неделя – знакомство со сказкой.

2. Неделя – изучение иллюстраций, обсуждение по содержанию сказки.

3. Неделя – замещение персонажей сказки – моделями.

4. Неделя - пересказ сказки посредством моделирования

1 этап : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, мнемотаблиц.

Задачи этапа:

- составление простых распространенных предложений;

- составление предложений по демонстрируемому действию;

- обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

- обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д.

- работа над диалогической речью (совместные беседы).

- обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).

Сказка «Репка»

Геометрическое моделирование

Сказка «Репка»

Моделирование с помощью опорных картинок

Индивидуальная работа по теме «ОВОЩИ»

Сказка «Петушок-золотой гребешок»

Опорные схемы

2 этап: декабрь, январь, февраль.

Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, опорных схем.

Задачи этапа:

- составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом

- составление описательных рассказов по непосредственному восприятию

- пересказ и составление рассказа по картине и серии картин

Сказка «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Моделирование с опорой на символическое изображение предметов

Сказка «Три медведя»

Геометрическое моделирование

Сказка «ТЕРЕМОК»

Моделирование с опорой на условные обозначения

Геометрическое моделирование

Сказка «КОЛОБОК»

Сказка «КОЛОБОК»

Моделирование с опорой на символическое изображение предметов

3 этап: март, апрель, май.

Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.

Задачи этапа:

- закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами)

- составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами

- обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов

Моделирование с опорой на условные обозначения

Сказка «Красная шапочка»

Сказка «Журавль и цапля»

Моделирование с опорой на символическое изображение предметов

Составление описательного рассказа

Предметно-схематическая модель

Дидактические игры

1. Угадай сказку по пиктограмме.

2. Расскажи сказку по пиктограмме.

3. Продолжи сказку по пиктограмме.

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ :

Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.

Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.

У детей активизируется развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.

Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых,.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

НОД «Такие разные деревья» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи НОД «Такие разные деревья» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цели и задачи: Закрепить знаний о деревьях,.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через моделирование и мнемотехнику Актуальность Речь – величайшее богатство, данное человеку. Речь напрямую связанна с интеллектуальным развитием ребенка, с его коммуникативными.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня При нарушении развития произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняв развернутой.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных.

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность в том, что имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной монологической речи.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста». Развитие связной речи является.

Театральная деятельность, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности.

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 20:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД