Получи документы

Моделирование эмоций средствами музыки.

Елена Ализаде
Моделирование эмоций средствами музыки.
▼ Скачать + Заказать документы

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают. Особенно остро это проявляется у дезадаптированных детей. Воспитание у них способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных коррекционных задач в реабилитационной работе приюта.

Публикация «Моделирование эмоций средствами музыки,» размещена в разделах

Бесспорно, музыка является средством развития эмоциональной сферы ребенка. Но ни в одной из программ музыкального воспитания мне не удалось обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех объективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния.

В данном выступлении я считаю нужным определить связь ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. И, конечно, поднять главный вопрос- выявление связи между эмоциональной сферой ребенка и закономерностями ее отражения в музыке, т. е. перевод житейских эмоций в эстетические. Рассмотрев, взаимодействие темпов, ритмов, ладов, тембров в передаче эмоциональных состояний, их действия па детей с различными темпераментами, в моей работе определился принцип моделирования эмоций. Этот принцип подразумевает наличие определенного соответствия между структурой музыкального произведения и интуитивным представлением ребенка об эмоциях. В соответствии с этим целостная музыкальная эмоция может быть представлена в виде различных формул. Для того чтобы выявить закономерности кодирования эмоций в музыке, необходимо выявить наиболее существенные инвариантные признаки различных музыкальных произведений, несущих в себе выражение сходных, эмоциональных состояний. Научив ребенка более точно разбираться в эмоциональном содержании музыкальных произведений, легче научить его понимать себя, свои переживания и мысли.

Эстетические чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, включают в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или в минорном ладу, в быстром или медленном темпе будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Как показывает практика категоризация эмоций на основе двух компонентов

(лад, темп) четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко

(А. Вивальди, И. Бах, венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, композиторов- романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, русской классической музыки (П. Чайковский, Н. Римский- Корсаков, А. Глазунов, современной музыки (С. Прокофьев, Д. Шостакович). Именно произведения этих авторов я бы рекомендовала для музыкального фона на занятиях и в свободной деятельности в группе, в зависимости от коррекционной цели педагога. На занятиях психолога, помимо музыкальных произведений выше перечисленных композиторов, обязательно использую прием импровизации. Этот прим позволяет повысить эффективность коррекционного процесса и значительно расширяет эмоциональные и творческие отклики детей. Например: на занятии по программе «Музыкальный доктор» дети выполняли этюд «Карнавал эмоций». Маша М. отказалась показать базовые эмоции и изобразила «хитрую лису». Владение приемом импровизации помогло мне исполнить музыку соответствующую данному образу.

Моя многолетняя практика подтверждает зависимость между отдельными психологическими характеристиками личности и отражением их в музыке.

Таким образом, в традиционных по средствам выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций :

1. Медленный темп + минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, печали, уныния, скорби, сожаления.

2. Медленный темп + мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыки при этом будет созерцательным, умиротворенным.

3. Быстрый темп + минорная окраска моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно- драматическим.

4. Быстрый темп + мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки выражает ликование, восторг, восхищение.

Между эмоциональной жизнью человека и ее проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением ее особенностей в музыке- с другой, существуют зависимости и связи. Так холерики и сангвиники отличаются быстрым темпом психической активности, в то время как меланхолики и флегматики - более медленным. Если меланхоликов и холериков отличает неустойчивость, нестабильность настроения, то флегматиков и сангвиников будут отличать именно устойчивость, общая мажорность эмоционального мироощущения.

Работая двадцать один год с дезадаптированными детьми и анализируя результаты первичной и срезовой диагностик, я убедилась во взаимосвязи эмоций, выражаемых в музыке, с эмоциями повседневной жизни, с эмоциями разных темпераментов. Так при первичной диагностике большинство детей, как правило, выбирают музыкальные произведения, несущие в себе эмоции недоверия, безразличия, смятения. При срезовой диагностике у детей адаптировавшихся к условиям приюта, проявляется направленность на музыкальные произведения с элементами радости, одобрения, восторга. Но нельзя не заострить внимание на ситуативном проявлении эмоций ребенка. Например: у Димы Л. в течение недели приоритетными были совершенно разноплановые музыкальные произведения : М. Равель. Болеро, В. Моцарт. Симфония № 40, Ж. Бизе – Р. Щедрин. Кармен – сюита. Из полученных наблюдений моделирование эмоций можно представить по восьми ступенчатой схеме, раскрывающей характеристику личности ребенка при помощи музыкальных образов.

Ниже приводятся описания более конкретного содержания каждой из восьми ступеней и названия музыкальных произведений, при помощи которых эмоциональное содержание может быть выражено.

Я рекомендую данную классификацию как дополнительную тест – диагностику в психологической работе.

1. Элементы ипохондрии: повышенное беспокойство о собственном здоровье, страхи и опасение за него. Часто такой ребенок преувеличивает тяжесть своего состояния и старается переложить свои трудности на плечи окружающих, уходит от решения проблем через демонстрацию беспомощности и слабости. Музыкальные произведения, несущие в себе такие признаки: Ж. Бизе – Р. Щедрин. Кармен – Сюита, С. Рахманинов. Этюды – картины (Ля минор, Ре минор, соч. 39, Д. Шостакович. 10 симфония (1 ч., 2 ч.)

2. Элементы депрессии: переживание собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, переживание чувств вины и неуверенности в себе, пониженную оценку своих возможностей, большая вера в неуспех, чем в удачу какого – либо дела. Музыкальные произведения, несущие в себе такие черты: П. Чайковский. 6 симфония (финал, С. Рахманинов. Музыкальный момент (Си минор, Ф. Шопен. Прелюдия (Ми минор)

3. Элементы истерии: подвижность в настроении, в жестах, мимике, яркости и театральности эмоциональных проявлений при отсутствии их глубины. Слёзы могут легко сменяться смехом. Поведение такого ребёнка мотивируется желанием социального одобрения,. Отсюда – услужливость и показной альтруизм, который может меняться на капризность и мелочную конфликтность. Музыкальные произведения, несущие в себе такие признаки: М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», В. Моцарт. Симфонии № 40, № 41 (1 ч., С. Рахманинов. Симфония №1 (финал, Ф. Шопен. 1 баллада.

4. Элементы психопатии: импульсивность, спонтанность и раскованность поведения. Конфликтность и агрессивность, высокая самооценка, склонность к приключениям и рискованным ситуациям, лёгкое отношение к трудностям и личностным проблемам.

Музыкальные произведения, несущие в себе такие признаки: Л. Бетховен. Симфония № 5 (финал, П. Чайковский. Увертюра «1812 год», Гайдн. Симфония № 94, № 97 (финал).

5. Элементы паранойи: склонность к ригидности психических процессов, что часто проявляется в упорстве в достижении цели, неиссякаемой энергии, умении противостоять любым трудностям. Такие дети отличаются большим педантизмом, стремлением следовать заданным нормам, правилам и привычкам. Им присущи черты лидерства, честолюбия и организаторские способности.

Музыкальные произведения, несущие такие признаки: Ф. Лист. Симфоническая поэма «Прелюды» (финал, Р. Вагнер. Шествие пилигримов из оперы «Тангейзер», М. Равель. Болеро, П. Чайковский. Симфония №1 (финал).

6. Элементы психастении: тревожность и беспокойство, говорящее о невротизации личности, неуверенность в себе, нерешительность, ощущение чувства вины, тревоги и страхи, постоянные сомнения в правильности выбора, застенчивость, чуткое отношение к окружающим, чувство долга и альтруизм.

Музыкальные произведения, несущие в себе такие черты: С. Прокофьев. Токката, Р. Шуман. «Порыв», Д. Шостакович. Симфония №8 (3ч.).

7. Элементы шизофрении: слабость социальных контактов, отгороженность от мира и скрытность переживаний, опора на собственные субъективные видения людей и событий, индивидуализм и интровертированность, сочетающиеся с эмоциональной холодностью, угловатыми манерами. У таких детей мышление похоже на «скачку идей» и страдает отсутствием логики при большом полёте фантазии и воображения.

Музыкальные произведения, несущие в себе такие признаки:

Д. Бортянский. Хоровые концерты, Р. Щедрин. Концерты для фортепиано, И. Бах. Искусство фуги Орландо Лассо.

8. Элементы гипомании: приподнятость настроения, жизнелюбие, энтузиазм, общительность и многоречивость, легкомыслие, эмоциональная незрелость, легко возникающая агрессия, нетерпимость в споре и при встрече с поражениями.

Музыкальные произведения, несущие в себе такие признаки: В,Моцарт. Маленькая ночная серенада (4ч., К. Вебер. «Вечное движение», М. Глинка. «Арагонская хота», Ф. Лист. «Венгерские рапсодии» №№ 2, 10, 12 (коды, Д. Шостакович. Праздничная увертюра.

Психологический подход к проблеме устранения негативности поведенческих и моральных качеств личности ребенка заключается в изменении стиля его отношения к себе, так и к жизни вообще. Задача концертмейстера воспользоваться своими знаниями и умениями в области музыки в помощь психологу. С этой целью совместно с педагогами-психологами мной была разработана коррекционная программа «Музыкальный доктор» для детей среднего и старшего школьного возраста.

Суть этой программы заключается в тренировке подвижности нервных процессов, контроля мышечных и психологических зажимов, смене негативных эмоций и настроения на положительные. Большое значение в реализации данной программы играет музыкальное сопровождение. Именно концертмейстер, вжившись в эмоциональное состояние ребенка, передает это состояние в музыкальной импровизации и постепенно направляет его в нежное русло. Приём этот достаточно трудный, т. к. требует большой квалификации, как в музыкальном плане, так и в психологическом. Также большую роль играет полное взаимодействие и взаимопонимание концертмейстера и педагога- психолога.

Разработка и внедрение принципа моделирования эмоций средствами музыки на коррекционных занятиях по программе «Музыкальный доктор» и показали такие результаты: 1. повысилась способность дезадаптированных детей к переживанию тех эмоциональных состояний, которые не входят в структуру эмоций их природного темперамента, тем самым, расширяя и углубляя контакты с окружающими людьми и действительностью; 2. частично сформировалось умение владеть своими чувствами и эмоциями и верно их применять.

3. пополнился запас эмоциональных настроений

Исследование эффективности моделирования эмоций средствами музыки позволяет сделать следующие выводы: данная методика учит дезадаптированных детй адекватно выражать своё эмоциональное состояние; способствует релаксации психологического тонуса; содействует развитию коммуникативных актов; развивает творческое воображение и фантазию; формирует навыки чувственного невербального контакта с окружающим миром.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки» «Воспитание ребёнка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Краткосрочная образовательная практика «Моделирование в технике твистинг» Твистинг – это удивительная техника создания забавных фигурок и скульптур из специальных шаров для моделирования. Ведь на самом деле это.

Моделирование из бросового материала «К нам прилетели инопланетяне!»Моделирование из бросового материала «К нам прилетели инопланетяне!» Цель: Развивать у детей воображение,конструктивное мышление,умение изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Материал:пустые.

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения.

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (Консультация для воспитателей) В настоящее время педагогическому.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Проектная работа «Моделирование предметно-развивающей среды в ДОО».Проектная работа «Моделирование предметно-развивающей среды в ДОО». Проектная работа «Моделирование предметно- развивающей среды в ДОО». Вид проекта: среднесрочный. Время реализации: март 2015 г. – апрель.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Речь маленьких детей.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды Аннотация Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование эмоций средствами музыки.
Опубликовано: 16 сентября 2016 в 17:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование эмоций средствами музыки.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ализаде (УИ 740493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД