МААМ-картинки

Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у дошкольников (из опыта работы)

Анна Швиндт
Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у дошкольников (из опыта работы)

Собственный педагогический опыт

воспитателя МАДОУ ЦРР Детский сад №50

Швиндт Анна Викторовна

Тема: Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста»

Публикация «Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Идея опыта : Сформировать у детей представление о России, воспитать любовь к своей семье, к родному краю, к Родине, чувства гордости, уважение к государственной символике. Развить интерес к русским традициям и промыслам.

1. Сведения об авторе.

Ф. И. О. – Швиндт Анна Викторовна

Образование - Среднее специальное. Название (полное) учебного заведения, год его окончания –Голышмановский Агропедагогический колледж №1 Специальность по диплому - «Дошкольное оброзования». Место работы – МАДОУ ЦРР Детский сад №50

Должность - воспитатель. Педагогический стаж – 4года

2. Условия формирования опыта.

«Только тот, кто любит, Ценит и уважает накопленное И сохранённое, предшествующим Поколением, может любить Родину, Узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных тем.

Мы сейчас подходим к новым условиям работы в условиях введения Федеральных ГОС стандартов в дошкольном образовании.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.

Сейчас я работаю с детьми младшего дошкольного возраста – это вторая младшая группа. В группе младшего возраста оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной посёлок); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с посёлком, с краем, страной, государственной символикой.

В уголках изодеятельности выделено место для так называемой полочки красоты, где периодически выставляю предметы декоративно – прикладного искусства. Необходимо пополнять наглядно – демонстрационный материал по разделам (например, «Предметы старины», «Защитники Отечества», «День Победы», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси»).

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданином России.

Работа с родителями включает в себя совместные праздники по народному календарю, а также посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы, Экскурсии, совместное творчество, посещение музея и т. д.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Для успешной работы по патриотическому воспитанию я подобрала следующую методическую литературу:

1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург, 2011г.

2. Козлова С. А. Мой мир. Москва, 2000г.

3. Шаламова Е. И. Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2011г.

4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитание детей. Москва, 2004г.

5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва, 2003г.

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Санкт – Петербург,2010г.

7. Жуковская Р. И. Родной край. Москва, 1990г.

3. Теоретическая база опыта.

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.

Методическая разработка «Растим патриотов России» представлена в следующих направлениях:

• Моя семья – дом – детский сад.

• Мой родной посёлок – частица Рязанской области.

• Россия – Родина моя.

• Земля наш общий дом.

• Достижение эффективных результатов при организации деятельности патриотической направленности предоставляется возможным лишь при соблюдении ряда требований:

• Учёт возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;

• Всемерное развитие их эмоциональной сферы

• Учёт опыта семейного воспитания, традиций.

Все эти положения взаимосвязаны и должны реализоваться в единстве.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется при интегрированном подходе к решению этой проблемы.

В чем же в данном случае заключается интегрированный подход?

Для успешной деятельности по формированию представлений о явлениях общественной жизни и формированию патриотических чувств мною были выбраны следующие приоритеты:

• Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны носить не только воспитывающий, но и обучающий характер.

• Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т. д.).

• Большое место в приобщении детей к культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,

• Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей изобразительным искусством.

Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а поминанию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и дошкольников.

По своим наблюдениям я уже давно отметила для себя, как интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. А в достаточной ли мере мы взрослые, родители и педагоги, поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Поэтому я считаю, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданный трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Моя главная цель в этом направлении – совместная деятельность с родителями.

Моя главная задача в работе с дошкольниками - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему:

• Семья.

• Труд людей.

• Традиции.

Общественные события и т. д.

При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Новизна системы работы.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и познавательно – речевого, художественно – эстетического, социально – личностного, а также физического развития.

Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, за свой край, за свою семью, вызвать у них восхищение творчеством русского народа вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни и воспитания патриотических чувств.

Это очень сложный, но в тоже время важный и нужный процесс работы. Да и само слово звучит строго и важно патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы – проектная деятельность как часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.

Воспитательно – образовательный – творческий проект «Моя семья, дом, детский сад» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию спихологической активности ребёнка к школе и соответствует принципам примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Использование проектной деятельности как средство воспитания любви к Родине, к самому близкому – к родному дому и детскому саду будет наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, участниками педагогического процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей. Для этого я стараюсь наладить доверительные отношения со всеми членами семьи воспитанников.

Мои трудности в системе работы.

Трудности в реализации данной системы работы заключаются в следующем:

• Низкое познавательное развитие детей.

• Недостаточно развито произношение детей в разговорной речи.

• Низкая заинтересованность родителей.

• Могут быть упущены отдельные направления проекта из – за большого объёма изучаемого материала и отсутствия детей по определённым причинам.

• Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чём говорит воспитатель.

Чтобы преодолеть эти трудности стараюсь использовать всевозможные способы, средства и формы в работе по своей направленности приобщая в совместную работу родителей.

4. Актуальность и перспективность опыта.

В настоящее время воспитание патриотических чувств, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Задача педагога: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему - семья, труд людей, традиции, общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Больше всего мне хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём. Именно поэтому меня заинтересовал процесс формирования представлений о явлениях общественной жизни воспитания патриотических чувств.

Данный опыт не исчерпывает проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. Перспективы мы видим в разработке проблемы преемственности патриотического воспитания в детском саду и в начальной школе.

Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников.

«Любовь к родному краю, родной культуре, Родной речи начинается с малого – с любви, К своей семье, к своему жилищу, к своему Детскому саду. Постепенно расширяясь, Эта любовь к прошлому и настоящему, Ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

На современном этапе развития общества возрастает значимость патриотического воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Мы сейчас работаем в условиях введения Федеральных ГОС стандартов в дошкольном образовании.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю мною было продумано, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Установить связь посёлка с городом, подвести к понятию, что посёлок – это маленькая частица нашей большой страны.

Система и последовательность методической разработки «Растим патриотов России» представлена в следующих направлениях:

• Моя семья – дом – детский сад.

• Мой родной посёлок – частица Рязанской области.

• Россия – Родина моя.

• Земля наш общий дом.

Достижение эффективных результатов при организации деятельности патриотической направленности предоставляетсявозможным лишь при соблюдении ряда требований:

• Учёт возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста;

• Всемерное развитие их эмоциональной сферы;

• Учёт опыта семейного воспитания, традиций

Все эти положения взаимосвязаны и должны реализоваться в единстве.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется при интегрированном подходе к решению этой проблемы.

В чем же в данном случае заключается интегрированный подход?

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и познавательно – речевого, художественно – эстетического, социально – личностного, а так же физического развития.

Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы. Прогулка в лес, поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической и в конечном счете нравственной.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:

1. Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

2. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

3. Расширение представлений о России, как о родной стране, о Саратове, как о родном городе.

4. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, такими как изобразительная деятельность, художественное слово.

Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

Приоритеты.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

4. Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью.

5. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. При знакомстве с природой края, решаются не только природоохранные задачи, но и воспитывается любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам.

Средства.

- Примеры проявления героизма.

- Взгляды на патриотизм в летописях.

- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

Взаимосвязь всех участников процесса.

Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, герб семьи, проведение совместных мероприятий, праздников, развлечений, экскурсий, консультаций, родительских собраний. Дети с большим интересом рассказывают об истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают у воспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств и формирование представлений о явлениях общественной жизни у дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 15:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД