Ольга Башмакова
Моя педагогическая концепция «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая концепция по теме :
Взаимодействие с семьёй для обеспечения
полноценного социально-личностного
или
Социальная сказка для взрослых
«Как Родничок до океана добрался»
Башмакова Ольга Валентиновна
Воспитатель.
Кострома
Публикация «Моя педагогическая концепция „Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
«Дети – цветы жизни», - как легко и небрежно эта прекрасная фраза обрела свою банальность. Не многие всерьёз задумываются над этими мудрыми словами, из которых вовсе не следует, что цветами нужно только любоваться, ахать, украшать интерьер, чтобы было не хуже, чем у других. А что потом? Потом мы разводим руками, понимая, что нужно было, раньше потрудится, а главное подумать, а какие плоды могут развиться из этих цветов
.
Несомненно, что для взращивания личности роль семьи несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно здесь закладываются основы нравственности и раскрывается внутренний мир человека. Как часто забывают об этом современные молодые родители, целиком отдающие себя во власть «заразительного изобилия».
А детский сад - это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают во взаимодействие и дети и родители. А результат этого взаимодействия является одним из социализирующих факторов, поскольку научно доказано, что именно дошкольный возраст является фундаментальным в становлении личности. Оттого, насколько качественным будет взаимодействие педагогов и родителей зависит полноценность и гармоничность развития личности наших детей.
В связи с этим, важное место в своей педагогической деятельности отвожу сотрудничеству с родителями.
Все мы знаем, как полезна для малышей сказкотерапия. А сегодня я хочу рассказать сказку вам, уважаемым педагогам и заботливым родителям. Итак, присаживайтесь по-удобнее…
СКАЗКА «КАК РОДНИЧОК ДО ОКЕАНА ДОБРАЛСЯ»
«Сегодня чудесный день, радостный день» - щебетали веселые птицы. «Постарайтесь быть счастливыми», - устремившись в загадочную даль, пропела прекрасная бабочка.
- Почему все радуются?
«Здравствуй, сынок, все счастливы, потому что ты родился», - послышался знакомый родной голос.
-Кто я? Где я?
«Ты на планете Земля, а зовут тебя Родничок. Мы - твои папа и мама»,- объясняли новорожденному заботливые берега. Всегда мы будем твоей защитой и опорой, мы теперь семья!
Как здесь уютно и тепло, как здорово нежится в ласковых родительских объятьях!
Но однажды мама и папа сказали, что их сынок подрос и ему пора отправляться в путь.
«Зачем, почему» - заволновался Родничок.
«Послушай меня внимательно, сынок» - уверенным голосом объяснял папа Правый берег, «один мой друг – Жан Жак Руссо советовал научить тебя сохранить себя, стать Личностью, выносить удары судьбы, пренебрегать изобилием, жить, если понадобиться среди ирландских льдов или на раскаленных скалах Мальты».
«Б-р-р, какие чудные эти взрослые»,- подумал Родничок, но решил, что путешествие – это наверно интересно.
Так наш Родничок превратился в стройный журчащий Ручеёк.
«Ой, куда это я попал?»,- с тревогой в голосе спросил Ручеек. Перед ним раскинулся огромный луг. Здесь было красиво, весело и интересно. Кругом благоухали цветы и журчали забавные детские голоса. «Доброе утро, малыш!», - сказала незнакомая, но, похоже, что добрая тетя Дождинка, «мы рады принять тебя в наш детский сад, добро пожаловать!
Тревожность стала исчезать, когда воспитательница Дождинка нежно взяла за руку нашего новичка и добавила: «Я напитаю тебя своей любовью, передам тебе свои знания и умения, научу дружить, уважать, сочувствовать, и запомни, малыш: зорко сердце, иногда самого главного глазами не увидишь».
Затем она обратилась к родителям и сказала, что ребенку требуются «социальные прививки» для постепенного познания различных сторон жизни и выработке своеобразного иммунитета к негативным влияниям. Наша общая цель: сплочение усилий для успешной социализации ребенка в обществе. К своей цели мы будем двигаться путем повышения правовой и педагогической культуры, создадим единое образовательное пространство в семье и детском саду, выработаем согласованные педагогически целесообразные требования к вашему малышу с учетом его самобытности, природосообразности и дарований. Нам предстоит решить очень сложные задачи социально-коммуникативной сферы, познавательного, художественно - эстетического, речевого, физического развития. Здесь вы можете получить компетентные образовательные услуги, а мы надеемся на ваше активное участие в жизни детского сада и группы.
Молодые родители берега согласились сотрудничать.
«Да, право же, взрослые - очень, очень странный народ, они всегда общаются какими-то загадками», - подумал, немного утомленный дождинкиной речью, Ручеек и продолжил свой путь.
«Привет, давай дружить!»,- весело зазывали новичка другие дети.
- А вообще-то здесь здорово!
Как и все дети, наш Ручеек был очень любознательным. Однажды он заглянул за ворота детского сада и услышал зловещий шепот: «Ш-ш-ш». Любопытство малыша одержало победу над страхом, и он спросил: «Кто здесь?»
- Я Ветер.
- Я Лёд.
-А я Мусор.
«Мы - агенты социализации»,- слышалось со всех сторон
-Агенты ч-чего?
- Иногда мы будем испытывать тебя на прочность.
-Зачем?
- А чтобы жизнь не казалась тебе тёплым дождичком при солнечной погоде ха-ха-ха!
«Не бойся, малыш!» - послышался добрый голос Дождинки, «На твоё м пути еще не раз будут возникать преграды: и легкие падения и высокие каскады, но ты должен быть сильным, мы тебе поможем таким стать». Эта фраза придавала Ручейку большую уверенность, служила поддержкой и сопровождением его первых самостоятельных шагов.
Так протекала жизнь в детском саду. А наша Дождинка сегодня выступала на педсовете. Она рассказывала коллегам, на какие принципы стоит опираться в своей деятельности:
• ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Каждая семья своеобразна, поэтому необходим индивидуальный подход.
• ПРИНЦИП ЕДИНСТВА. Он возможен, если достигнуто взаимодоверие и уважение. Мы с родителями делаем общее дело.
• ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА. Родители и педагоги – равноправные партнеры.
• ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ. Совместная деятельность должна быть регулярной, радостной, следовательно, плодотворной.
• ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ. Помогает обеспечить удачный контакт и взаимосвязь с каждой семьей. Особое внимание заслуживают семьи с детьми ОВЗ. Использую модель комбинированной интеграции, при которой дети с психофизическим недоразвитием посещают массовую группу и получают индивидуальную коррекционную помощь.
• ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви, великого терпения и чуткой осторожности» (М. Горький)
Свою работу стараюсь строить на таких условиях:
• Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости.
• Учет своеобразия условий жизни, нравственных установок, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
• Сочетание индивидуальной работы с родителями с групповыми.
• Подбор и взаимосвязь различных форм, методов и приемов.
В организации своей работы использую различные методы и приемы:
• Наглядный. Информационные стенды: «Наше творчество», «Сегодня на занятии», «Наши достижения»; раскладные папки, памятки, фотоотчеты, дипломы, грамоты, приглашения, благодарственные письма. Размещаю информацию в соцсетях и на интернет-сайте ДОУ.
• Словесный. Именно слово имеет великую силу, помогающее установить с родителями положительный эмоциональный контакт, донести необходимую информацию.
• Эмпатии (чувственный метод). Часто в общении с родителями использую свою женскую проницательность, провидение, чутье. Оно помогает мне чувствовать настроение человека, его физическое и духовное состояние. Поэтому я знаю, стоит ли мне сейчас поговорить о проблеме или сделать это при более благоприятных условиях.
• Игровой и сказкотерапевтический. Эти, доступные для восприятия, методы позволяют родителям стать желанными участниками педагогического процесса, формируют активную родительскую позицию, способствуют сплочению нашего коллектива, укрепляют дружеские доверительные взаимоотношения.
«Какие они выдумщицы, эти воспитатели, наверно у них умная голова» - подумал расчувствовавшийся Ручеек.
Дождинка радовала родителей новыми успехами детей. Придумывала самые разнообразные формы сотрудничества. Часто они собирались вместе за круглым столом, да еще и со сладостями, а что-то серьезное обсуждали на конференциях, брифингах, дискуссиях. Устраивали акции, организовывали семейные клубы, посещали открытые занятия, показывали мастер-классы, трудились в творческих лабораториях, создавали музеи, посещали музеи и театры, совершали походы, писали письма, участвовали в проектах, но больше всего любили устраивать праздники и театральные постановки. Да этих форм больше, чем звезд на ночном небе.
«Ой, какие же они беспокойные, эти взрослые!»- удивлялся Ручеек.
А Дружба, Любовь, Взаимодействие, Поддержка делали его все сильнее, полноводнее и выносливее. Но однажды заявилась тетя Непогода. Она поселилась на правом папином берегу.
- Что происходит, мамочка?
- К сожалению, так бывает, сынок. Я с тобой, не плачь.
«Помнишь, воспитательница Дождинка говорила, что все, что нас не убивает - делает сильнее»,- успокаивает мать, незаметно повзрослевший Ручей.
«Да, взрослые, и, правда, очень поразительный народ» - размышлял он над жизнью.
- А я…какой?
Наш ребенок рос и познавал мир.
Сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
Размышлял над жизнью, а значит, становился ЛИЧНОСТЬЮ!
Потому что мы были рядом!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Великий Енисей несет свои могучие воды в море, а затем в океан. На его берегах строятся современные города, рождаются новые семьи.
Берегите семью! Храните счастье! Цените жизнь – она так быстротечна!