Гульнур Бимеева
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА.
На тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры»
Автор: Бимеева Гульнур Камилевна
Организация: МДОУ Старокулаткинский детский сад №1 «Гульчачак».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, Пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» апрель 2024
Сегодня уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами моей педагогической находкой на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры».
Своё выступление хочу начать со слов известного педагога Василия Александровича Сухомлинского "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Как логопед в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи.
Основной целью моей педагогической деятельности является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для реализации данной цели мною были определены следующие задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
-научить выполнять координированные движения пальцами рук;
-развивать наблюдательность и любознательность;
-активизировать словарный запас;
-развивать лексико-грамматический строй;
-пропагандировать использование пальчиковых игр дома;
-использовать взаимосвязь педагогов в развитии мелкой моторики рук.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. У детей страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.
Очень важной частью моей коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Свою работу стараюсь проводить в соответствии следующих дидактических принципов:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс.
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- принцип развивающего обучения, (основан на развитие творческого мышления детей, с использованием развивающих методов обучения.
Так же в свои занятия постоянно включаю пальчиковую гимнастику, как неотделимую его часть. Формирование навыков двигательной активности рук провожу в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками. Они могут сопровождаться разнообразными стихотворными текстами, потешками, сказками.
Для того, чтобы повысить интерес детей к логопедическим играм, чтобы
внимание становилось более устойчивым, а результат развития мелкой моторики и речевого развития проходил быстрее, использую игры с прищепками, шишками, шнуровками и другими предметами.
Шишки и грецкие орехи применяю для катания между ладонями, по столу или другой поверхности. Эти действия могут сопровождаться проговариванием звуков, слогов или слов. Такая работа на занятиях способствует улучшению координации движения рук.
Также предлагаю детям найти мелкую игрушку, спрятанную в крупу или песке, назвать ее и придумать с данным словом предложение.
Игры с фасолью. С детьми составляем буквы и придумываем слова. Также перебираем фасоль от других круп.
Ни одно логопедическое занятие не проходит без физминутки. Физминутки предлагаю для снятия нагрузки, повышения работоспособности. Они включают упражнения общеукрепляющего характера и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. При этом движения имеют речевое сопровождение. Речевое сопровождение одновременным движением делает речь детей более четкой и эмоциональной, развивает слуховое восприятие, активизирует словарный запас, при этом отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
При изучении лексических тем, использую работу с трафаретами (обведение по точкам) штриховку, раскраску или вырезание.
Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки.
Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.
Такие приёмы позволяют без стресса развивать как моторику, так и речь дошкольников. При этом, дети с интересом выполняют данные задания.
Очень многие дидактические игры я изготавливаю своими руками из подручных средств. Но главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и т. д.
В своей работе по развитию произвольной моторики детей воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.
На своем опыте работы я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:
-Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;
-у детей улучшилась речь- это позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Надеюсь, что мой опыт работы поможет воспитателям, логопедам в работе по Развитию речи детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!