Папки-передвижки

Защита творческой работы по теме «Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста»

Мария Бабарыкина
Защита творческой работы по теме «Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста»

«Игра как метод социализации детей старшего

дошкольного возраста»

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Публикация «Защита творческой работы по теме „Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

В ФГТ впервые определена такая образовательная область как «Социализация», ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как целостной технологии перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую - образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. Воспитательно-образовательный процесс должен строиться с опорой на сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников как важнейшего микрофактора для достижения полноценной социализации ребенка.

Рассматривая процесс социализации как комплексный, необходимо создавать условия, когда ребенок становится и объектом и субъектом социализации, помочь ему стать субъектом позволяет использование игровых технологий. Одновременно игра способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой сферы. Детские игры, по мнению специалистов, социальны по своей природе и, следовательно, по своему содержанию, необходимо учитывать, что игры передают из поколения в поколение национальный, народный характер. Игра занимает большое место в системе физической, нравственной, трудовой, эстетической, эмоциональной социализации ребенка и в семье, и в ДОУ. В игре дети берут на себя различные роли, в том числе, взрослых людей и в игровых ситуациях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выполняя определенную роль, пытается воспроизвести соответствующий образ.

Одной из задач образовательного учреждения является разработка рекомендаций по использованию игровых технологий для эффективной социализации детей в ДОУ, с учетом личностных качеств, агрессивности, тревожности ребенка.

Наблюдение за игрой дошкольников позволяет воспитателю оценить особенности взаимодействия детей в игре, в том числе:

- умение играть в соответствии с принятой ролью, взаимодействовать с другими детьми, как участниками игры;

- распределение ролей в игре, в том числе, самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций или распределение ролей под руководством взрослого;

- поведение в сюжетно – ролевых отношениях;

- использование ролевой речи.

Воспитатель позволяет определить игровые мотивы, привлекающих детей к игре; степень агрессивности (которая выражается в физической, словесной, прямой или косвенной агрессивности, негативизме, раздражительности, подозрительности обиде) и наметить направления коррекции агрессивного поведения ребенка;

В результате проведенного эксперимента было определено, что у 40% дошкольников отношения между детьми не складывались, что выражалось в не желании играть в соответствии с ролью, а действовать, так как им нравится. Таким образом, эти дети не взаимодействуют с другими детьми.

20% дошкольников придерживались логики действий, принятой в действительности и каждый раз указывали партнеру на ошибку и действовали в соответствии с ролью. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована.

Игровая деятельность 40% детей с удовольствием выполняли предложенные роли, у них отмечается использование специфической игровой речи. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована в соответствии с возрастными особенностями.

Таким образом, исследование показало, что дошкольники в условиях ДОУ активно взаимодействуют со своими сверстниками. Однако такое взаимодействие чаще стихийное. Дети вступают во взаимодействие в играх, однако игры чаще всего носят стихийных характер. Наиболее всего дети участвуют в подвижных играх. Сложные виды игр (сюжетно – ролевые, игры драматизации) требуют социально-педагогического руководства со стороны специалиста. Кроме того, среди особенностей поведения было отмечено, что дети в процессе взаимодействия со сверстниками проявляют элементы агрессии. Все это указывает, что социализация детей в условиях ДОУ требует целенаправленной организованной работы.

Поэтому в работе с детьми в дошкольном учреждении была разработана программа развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, реализация этой программы позволяет сформировать навыки межличностного общения ребёнка, в том числе:

- развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;

- развитие самоконтроля поведения, формирование уважительного отношения к собеседнику;

- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника;

- развитие адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей;

- формирование у детей положительных черт характера и форм общения в различных формах и ситуациях, например, приветствие, прощание, благодарность.

Разработка методов социализации дошкольника в ДОУ требует профессионального подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника при использовании игровых технологий.

Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал принцип взаимодействия ДОУ и семьи для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе. С пяти и до десяти лет познание ребенка сводится к наблюдению явлений окружающего мира. В результате вырабатываются четкие образы форм жизни и деятельности человека, осознание того, что человек несет ответственность за свое поведение, может совмещать в себе выполнение нескольких социальных ролей.

В этот период ребенок должен научиться наблюдать, задавать вопросы и рассуждать. Данный вид познания еще не является системностью, а, скорее, нагромождением образов, которые уже возможно классифицировать в группы образов, отличающихся по строению (структуре) и деятельности (функциональности).

Интересно место и роль формирования представлений о социальной действительности как показатель успешности социализации ребенка (с учетом специфики и особенностей этого процесса у ребенка-дошкольника) в организованных формах - социального воспитания и образования.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Образовательная традиция сегодня в работе с детьми дошкольного возраста в большей степени опирается на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского и его последователей: развитие ребенка является саморазвитием и нормой. Основные характеристики личности ребенка связываются с овладением высшими психическими функциями, их врастанием в структуру личности.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетенции у детей дошкольного возраста Казанцева Наталья Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ ЦРР ДС № 476 Социально-коммуникативное развитие детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Защита творческой работы по теме «Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 19:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД