Анна Фомина
Мультипликационная анимация как средство развития коммуникативных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: передача личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации.
Задачи: стимулировать познавательный интерес к анимации, создать условия для самосовершенствования педагогов, формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе создания мультфильма.
Ход проведения
1. Ритуал входа в занятие
Здравствуйте Уважаемые коллеги! Нашу встречу я бы хотела начать с просмотра фрагмента мультфильма «….».
(Включается мультфильм без звука)
-На что вы обратили внимание, при просмотре мультфильма?
Публикация «Мультипликационная анимация как средство развития коммуникативных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
(Отсутствие звука)
2. Актуальность
Научиться жить в обществе, жить рядом с людьми важно для каждого человека. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. Группа – это маленькое общество, где дети учатся устанавливать контакты с детьми и взрослыми, учатся считаться с мнением других людей, понимать, помогать.
Характеризуя особенности коммуникативных умений школьников с нарушением интеллекта, Л. М. Шипицына отмечает, что они, как правило, избегают быть инициаторами диалога, а вместо обращения к педагогу нередко пользуются выразительными жестами, молча показывают ему свои работы, дотрагиваясь до руки, привлекая тем самым к себе его внимание. Более того, речевая активность школьников резко падает, когда они вынуждены общаться с незнакомыми взрослыми. Следует отметить, своеобразие речевого развития: недостаточная сформированность речевой системы существенно ограничивают и затрудняют процесс общения – школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива[6]. Таким образом, особенности психического и речевого развития затрудняют общение детей с нарушенным интеллектом, что отрицательно сказывается на их положении в коллективе сверстников, определяет негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.
В условиях инклюзивного образования актуальность связана с необходимостью социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта, важнейшим условием которой является владение коммуникативными умениями и навыками. Для эффективности данного процесса необходимо разработать программу, которая будет способна решить весь спектр имеющих проблем. На наш взгляд, оптимальным является обучение, связанное с наличием проблемной ситуации, вариативностью способов изображения предметов и увеличение знаний и представлений детей. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей к творческой деятельности. И таким, одним из эффективных средств обучения в коррекционной работе может быть создание в образовательном учреждении мультипликационной студии для всех детей.
В соответствии с целями в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями нами была составлена программа «Страна Мультландия» на базе БОУ ВО «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» (закрытого типа)
Цель курса мультстудии: развитие коммуникативных умений и навыков в процессе совместной деятельности, обучение особенностям техники создания мультипликационных фильмов.
Задачи:
1. Снятия психического напряжения, стрессовых состояний;
2. Развитие диалогической и монологической речи;
3. Коррекция познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
4. Воспитание навыков сотрудничества;
5. Развитие творческих способностей в процессе создания сценария и персонажей, монтажа и озвучивания анимационного ролика.
3. Сообщение темы
И сегодня я бы хотела поделиться своим небольшим опытом работы по созданию мультипликационной анимации.
И дети, и взрослые очень любят смотреть «мультфильмы». А вот ощутить и попробовать себя в роли сценариста и режиссера мультфильмов - это куда интереснее!
4. Раскрытие темы
Создание мультфильма - это современный вид творческой деятельности, очень привлекательный для детей с ОВЗ. Процесс создания мультфильма - это интересная и увлекательная деятельность, так как ребенок становится автором и художником произведения.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей появляется необходимость в общении, формируется умение выражать свои мысли и чувства, раскрывается творческий потенциал детей, способствуя формированию их активности. В результате анимационной деятельности у детей с ОВЗ развиваются такие качества личности, как любознательность, отзывчивость, коммуникабельность и способность к самовыражению самовыражению.
Занятия проходят во внеучебное время 1 раз в неделю по два часа. На занятиях используются различные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, игра и др.
Опыт показывает, что целесообразно проведение работы в группах по 4-6 человек, что делает возможным учет психофизических особенностей школьников, обеспечение индивидуального подхода.
Для успешной работы над созданием анимационного фильма нужен фотоаппарат и компьютер, имеющий необходимую для этого программу WindowsMovieMaker. Здесь очень важно, чтобы можно было делать снимок за снимком.
Работу по созданию мультфильма можно разделить на несколько этапов:
1этап. Подготовительный
- Беседа с детьми на тему: «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации», «Знакомство с историей мультипликации», «Знакомство с оборудованием».
В ходе общения с детьми уточняем их вкусовые предпочтения в мультипликации, выясняем, что мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. За счет названий профессий этих людей уточняем словарный запас по теме «профессии»: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор, художник, оператор, актер, композитор.
Дидактические игры и упражнения:
-«Загадки о мультфильмах» - не называя героев, ребёнок кратко пересказывает мультфильм;
-«Перепутанные серии» - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием.
2 этап. Разработка сюжета мультфильма - предполагает коллективную творческую работу учеников и педагогов. (в первый раз создавая мультфильм, за основу сценария берем уже существующие произведения, например, хорошо известные детям русские народные сказки, обговариваем место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку):
- дидактическая игра «Придумай сюжет» - детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать его продолжение;
- проигрывание сказки по ролям.
дидактическая игра «Мультфильм – калька» - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю;
- дидактическая игра «Склеенные мультфильмы» - на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю;
-дидактическая игра «Потерянные серии» - сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма.
3 этап. Раскадровка.
В процессе раскадровки дети начинают рисовать мультфильм поэтапно. Продумывают, сколько и каких фонов для мультфильма нужно нарисовать, их порядок; сколько персонажей будет задействовано; как их расположить. Составляют первоначальный текст для героев мультфильма
Дидактические игры и упражнения:
-дидактическая игра «Диафильм»- текст небольшой сказки делится на части и распределяется между детьми; ребенок выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
4 этап. Разработка и создание персонажей и декораций (выбираем материал для изготовления героев мультфильма, декораций): В процессе создания персонажей распределяются роли между детьми. Каждый ребенок старается придумать характер, манеру поведения, разговора, привычки своего персонажа, непроизвольно примеряя это на себя и давая оценку действиям персонажа.
- игровая ситуация «Мы художники-мультипликаторы»;
- изготовление героев мультфильма;
- выставка мультгероев – выбор лучших для съемки в мультфильме;
- изготовление декораций.
5 этап. Съемка и озвучивание мультфильма (работа с малыми подгруппами детей по «оживлению» героев мультфильма): Процесс анимации продолжается в течение всего фильма посредством передвижения деталей. Есть основные моменты, которые необходимо знать, работая с движением в анимационном фильме: приемы усиления эффекта движения, изображение скорости движения.
На этапе съемки у детей развивается одно из важнейших качеств - терпение. Съемки мультфильма - очень кропотливая работа. Чтобы персонаж сделал один шаг, требуется подготовить несколько кадров, перекладывая детали фигурки. Дети видят, что результат приходит не сразу, а достигается кропотливым совместным трудом.
- поочередная съемка сцен мультфильма в соответствии с раскадровкой в технике перекладки (детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки героев на минимальное расстояние, убирать руки из кадра);
- выбор «актеров» для озвучивания героев, голоса автора (рассказчика)
- театрализация сюжета мультфильма по сценам выбранными «актерами»
Монтаж мультфильма производится педагогом в программе видеоредактора WindowsMovieMaker
Когда мультфильм снят, дети приступают к озвучиванию своих персонажей. Они стараются соответствовать персонажу на экране, меняя тональность, интонацию, эмоциональную окраску голоса. У них развиваются имитационные, артистические способности, постепенно они овладевают художественно-речевой деятельностью.
6 этап. Итоговый. Демонстрация фильма - это заключительный и очень важный этап. Первый просмотр своего собственного мультика - всегда необычайно захватывающий момент для детей. Но особенно интересно понаблюдать за реакцией зрителей. Во время просмотра ребята видят результат своего труда, чувствуют гордость за проделанную работу, ощущают себя членами большой команды, успешно завершившей большое общее дело.
- Дидактическая игра «Реклама мультфильма» - придумывание рекламного текста, выступление;
- Анализ полученных результатов.
Например, обсуждение просмотренного мультфильма может идти по таким вопросам:
Сюжет (история): какая в мультфильме идея? Все ли тебе было понятно в мультфильме? Что в истории было для тебя самым интересным? «Зацепила» ли история тебя лично? С самого ли начала? Фильм получился слишком длинный, слишком короткий? Или – в самый раз? Можно ли из мультфильма вырезать что-то лишнее? Какие были в мультфильме смешные моменты, грустные, трогательные, страшные? Какими средствами это удалось автору выразить?
5. Подведение итогов
Преимущества мультипликационной анимации:
-происходит взаимообмен опытом- кто-то лучше рисует, кто- то лепит из пластилина;
-каждый вносит свой вклад в групповой процесс по своим силам и возможностям, а получает совместный творческий продукт, который, превосходит возможности одного ребенка, открывая горизонты новых возможностей.
6. Рефлексия
Уважаемые коллеги! Полагаю, что результат, который мы сейчас увидели, тот маленький мультфильм, который дети создают своими руками не оставил никого равнодушным! И дети, увидев свой мультфильм, они становятся уверенными в своих силах, они готовы к новой работе, к постижению новых творческих вершин.