Елена Дьяконова
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем.
Специфика образовательного пространства городов и населенных
пунктов позволяет выделить приоритетное направление образования дошкольников – музейную педагогику. Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки. Она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в России она зародилась более 100 лет назад, но только в 70-ые годы было выделено содержание культурно-образовательной деятельности музеев. Оно состоит в организации работы с музейной аудиторией и взаимодействии с системой образования. В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Особая роль в этом отводится детским музеям, т. к. далеко не всем дошкольникам доступны “большие” музеи. Именно в нем дошкольники могут в полной мере выразить свою активность в разных формах деятельности: принять участие в мероприятиях, делать первые шаги в проведении экскурсий для малышей и родителей. Музей в образовательном учреждении дает простор для неформальной творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом “что это?”
Публикация «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Любая встреча с музеем необычайно расширяет кругозор, представление о мире. Характер общения ребенка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.
Такая работа требует от воспитателя увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей, отбора наиболее эффективных методов, приемов и форм организации. Ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в котором он через осязание, действие с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт. Такой подход стимулирует интерес ребенка к прошлому родного края, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, а иногда самостоятельно находить объяснения. Детский музей выполняет функцию приобщения к культуре и историческому и социальному опыту жителей родного края. А развитие интереса к прошлому своего края неразрывно связано с воспитанием любви к малой Родине, которое является одной из главных задач патриотического воспитания дошкольников. Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры.
Из этого следует, что развитие интереса к музею и воспитание музейной культуры является неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников.
Слово “музей” в переводе с греческого muzeion означает храм, в котором живут музы, - храм муз.
Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации и популяризации памятников материальной и духовной культуры.
С какого возраста можно начать знакомство ребенка с экспозициями музея? С какого вида музеев начинать такое знакомство? В какой последовательности проводить изучение музейных материалов?
Еще в 20-ые годы нашего столетия А. В. Бакушинский, С. Т. Щацкий, Ф. И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. В дальнейшем в докладах участников Всероссийской межмузейной конференции “ Музей и дети” (1982 г.) настойчиво звучала мысль о том, что музей обязан обратить внимание на детскую аудиторию, создавая для нее специализированные экскурсии и программы. С начала 90-ых годов А. П. Михеева, Л. В. Пантелеева проводили работу, направленную на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры на основе музейных экспозиций.
Из вышесказанного следует, что каждому учреждению и семье предстоит самостоятельно решать, с какого возраста ребенка следует начинать его знакомство с музеями. Однако можно утверждать, что важна серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений ребенка, формирования навыков поведения в музее.
С раннего возраста дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих его вещей. Музей способен обогатить впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал да и не мог встретить в доступной ему действительности.
Взаимодействие ребенка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирование индивидуальных представлений.
Это взаимодействие может стать развивающим при соблюдении определенных условий:
• определенное построение беседы взрослого с ребенком, способствующей формированию у них самостоятельного суждения;
• развитие представлений и практических навыков;
• учет возрастных особенностей, уровня интеллектуального развития;
• непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию;
• включение детей в создание творческих работ;
Информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже будет свидетельствовать об эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Любопытство может стать основой любознательности. А любознательность является проявлением интереса. Взаимосвязь очевидна. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. Только тогда ребенок с нетерпением будет ждать новой встречи с музеем.
Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Дети должны помнить свой детский сад и пронести через всю жизнь чувства, ощущения, воспоминания, встречи, знания, полученные в нем. Но эмоции должны быть только радостными, добрыми, а знания и навыки – необходимыми, полезными и прочными.
Каждый человек с момента своего рождения познает окружающий мир: маму с ее теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками, двор сего обитателями, улицы города, дальние края.
Формирование самосознания дошкольника тесным образом связано со знакомством его с историей, географией, культурой Отечества. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма.
На духовное развитие и нравственное становление современного общества огромное влияние имеет культурное наследие. Вовлечение детей в эту работу становится одним из факторов, составляющих жизнеспособность музеев и дальнейшего развития их в воспитании любви к малой Родине, интереса к истории своей страны. Поэтому педагогический процесс в ДОУ ориентирован на развитие у дошкольников любви и интереса к родному краю.
Первый этап в этом направлении предусматривал формирование у детей элементарных знаний о городе, воспитания интереса к его истории, осознанному отношению к тому, что их окружает. Работа с детьми – процесс длительный и сложный, который включает целый комплекс мероприятий с использованием различных форм и методов: беседы, наблюдения за окружающей действительностью, целевые прогулки по микрорайону, где расположен детский сад, экскурсии к памятникам (Первым покорителям Самотлора, 1-ой скважине, Воинам – интернационалистам, Погибшим воинам в Великой отечественной войне, составление фотоальбомов о городе, утренники с участием ветеранов войны и труда, экскурсии в Городской этнографический комплекс им. Т. Д. Шуваева и школьный музей по патриотическому воспитанию МОСШ № 13. Наблюдения показывают, что дети не всегда могут выразить свои впечатления в словах. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях, поделках. Эти работы занимают почетное место на выставках детского творчества, которые организуются к знаменательным датам (День города, День рождения детского сада, День Победы и др.)
Особые впечатления у детей вызывают посещение музеев. Например, побывав в музее “Истории русского быта”, дети с восторгом рассказывали экскурсоводу о музейном уголке “Русская изба”, который функционирует в нашей группе. Экскурсия в музей под открытым небом “Сибирские увалы” позволила детям соприкоснуться с природой родного края. Детей окружали величественные сосны и ели, они могли потрогать могущественные кедры, которые, казалось, доставали до неба. Здесь дошкольники впервые увидели настоящие постройки ханты. Дети заинтересованно рассматривали хлебную печь и лабаз. Затем, посетив выставочный зал Городского музея, где представлены экспонаты, рассказывающие о культуре и быте коренных народов, дети уже смело отвечали на вопросы экскурсовода о назначении различных предметов.
Кроме этого, как источник патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в своей работе использую региональный компонент, который нашел свое отражение в разработанной программе по ознакомлению детей с музеем ДОУ “Лесная сказка”.