Ольга Жарикова
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Публикация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с вами задача – приобщить детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых.
«Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к природе» (В. А. Алексеев).
Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начинает говорить и начинает ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Еще великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее червей, бабочек, муравьев и т. д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем кто слабее, я справлюсь.
Пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.
Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.
Прививая интерес к чтению, родители должны помнить, что они самый главный пример для ребенка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят своих родителей с книгой в руках, так как они предпочитают книге телевизор или компьютер.
Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и т. д.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина. Н. Сладкого и т. д. об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне».
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к природе, к родному краю, к родине.