Елена Кузнецова
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» (Д. С. Лихачёв).
При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей.
Публикация «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства является музейная педагогика. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей. Музейная педагогика дает ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения. Средства музейной педагогики, взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность на развитие интереса и любви к родному краю, а любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим прошлым. Знакомясь с родным краем и его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры. Организация патриотического мини-музея помогает во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира. Такой музей — одно из действенных методов формирования у детей гражданско-патриотического воспитания.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно - образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса. Воспитанник должен научиться быть гражданином и патриотом Родины, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях, Мы живем в непростое время. Все труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники. Но делать это надо во имя будущего. Память о прошлом, формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности — должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а именно музей детского сада - это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей. Именно музейная педагогика позволяет в условиях детского сада реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Такая педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка, а также помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями.
Задачей любого музея является, конечно, поисково-собирательная работа. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Выполнение различных ролевых функций, например: роль фотографа, корреспондента берущего интервью — формирует качества, без которых нельзя подготовить ребенка к активной жизни в обществе. Дети активно врываются в поиск, творчество, сборы и несут в музей свои игрушки, фотографии, поделки, желая оставить свой след в истории мини-музея.
Мини-музей — это познавательный центр, тематический уголок; это часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я — экскурсовод» и др.). Мини-музей — уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения. Мини-музей — как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить ваше внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания : игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, дидактические игры. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение дневников, в которых могут быть представлены фотоколлажи, детские рисунки, аппликации, вырезки из газет военных лет. Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. Такая работа, способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, и главное помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями. Жизнь не стоит на месте, и все время происходят изменения в работе музея. Работы всегда много, но именно ее наличие сплачивает ребят, знакомит с героями, учит общению и любви к людям, делам истории своей малой и большой Родины. Без музея сегодня не обойтись. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность.