Получи документы

Консультация «Музыка и движение» (2 фото)

Тамара Ахполова
Консультация «Музыка и движение»
▼ Скачать + Заказать документы

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

Публикация «Консультация „Музыка и движение“» размещена в разделах

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контраст-ных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа — все это может отражать-ся и в движении.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочета-ния и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, разверты-вается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его после-довательность.

Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контраст-ный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспро-изводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения — изме-нением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, фортепианная пьеса «Поем» Е. Тиличеевой изображает движение поезда, которое передается легким (несколько «шаркающим», постепенно ускоряющимся бегом. Стремительный характер произведения «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера требует соответствующего выражения в беге.

Некоторые средства музыкальной выразительности, если они играют доминирующую роль, также вносят в движение соответствующие изменения. Сравним две русские народные мелодии: «Сеяли девушки яровой хмель» и «На горе-то калина».

В первом случае отчетливо воспринимается форма произведения, состоящая из повторяющихся, четко заканчивающихся фраз. Это соответствует ходьбе вперед и назад (небольшими шеренгами) и точным остановкам в конце музыкальных фраз.

В другом случае задорный характер песни передан ярким мелодическим оборотом и подчеркнут ритмом:

Ну, что ж, кому дело, калина.

Ну кому какое дело, малина.

В движении это передается четкими притопами.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности — ритмики — совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Например, изображая в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идет о слуховом внимании, его устойчивости. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы.

Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизме-няя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, пере-дают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рожда-ется творческое воображение.

Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые прояв-ления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.

Музыка и движения как бы рассказывают о чем-то, выражая торжество, празд-ничное веселье, ощущение радости труда, восхищение природой или сочувствие несчастью, и т. д.

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих дейст-виях. Но постоянно возникающая ситуация — необходимость действовать под музыку — развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют быстрой реакции на внешний раздражитель, своевремен-ного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность.

Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок» детям следует (соответственно характеру мелодии и тексту) своевременно «упасть» с санок, вовремя подбежать на помощь и т Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.

Музыкально-ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Эмоциональная отзывчивость малышей выражается прежде всего в непроизвольных движениях во время слушания музыки : изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Консультация «Музыка и движение»
Фото «Музыка и движение»
Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей»Консультация для родителей «Движение — это основа здоровья детей» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка конечно здоровым, веселым и хорошо физически развитым. Наряду с заботой о чистоте его тела,.

Консультация для родителей «Классическая музыка — «лекарство» для всей семьи» Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Еще в древности медики полагали, что музыка способна.

Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка» Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. Это.

Консультация для родителей «Движение — жизнь» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности.

Консультация для родителей «Музыка и наши дети» Консультация для родителей "Музыка и наши дети " В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не только от музыки,.

Консультация для родителей «Музыка начинается в семье» "МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ" УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ! Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку. Детство - самая.

Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Множество авторов, касавшихся проблем музыкального воспитания детей, находили известную сложность в приобщении детей к миру большой музыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музыка и движение»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 18:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Музыка и движение»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Ахполова (УИ 1301933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД