Галина Макарова
Музыкальная гостиная «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная гостиная
- Добрый день, ребята. Вчера ко мне в гости зашел мой друг. У него удивительная профессия. Он – историк-археолог. Он много путешествуют, ищет древние вещи и по ним узнаёт, как жили люди в старину. Мне кажется, это очень интересно! Мой друг изучал историю по рисункам на стенах египетских пирамид (слайд, по древним индийским книгам (слайд). Он знает очень много языков. Но недавно ему в руки попалась старинная книга, которую написал Петр Ильич Чайковский. Она называется «Детский альбом». Но вместо фотографий или букв в ней странные значки. Ученый уверен, что этот альбом может рассказать о том, как жили дети двести лет назад, но прочесть его, к сожалению, не может. Я попросила у него этот альбом на время. Может нам удастся его расшифровать! Вы хотите стать сегодня историками - археологами?.
Публикация «Музыкальная гостиная „Детский альбом“» размещена в разделах
Вот этот таинственный альбом… Давайте его поскорее раскроем. Посмотрите – вверху каждой страницы – надпись, а дальше значки. Что это?. Конечно, ноты! К сожалению, мой друг совершенно не знаком с музыкой и никогда не видел нот. Но сами по себе ноты нам ни о чем рассказать не могут. Что записывают нотами?. А что нужно, чтобы услышать эту музыку?. Нам нужны музыкальные инструменты. Попробуем их отыскать (осматривает зал). Кажется, я что-то вижу:
Опускаем молоточки на железные листочки
И летит весёлый звон. Что звенит? (Металлофон)
За обедом суп едят, к вечеру «заговорят».
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко на красивых ярких… (Ложках)
Сверху кожа, снизу тоже,
В середине пусто.
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Всех игрою веселит! Ой, звенит она, звенит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка… Это наша… (Балалайка)
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Ду-ду-ду, да-да-да
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это?. (дудочка)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь,
Заиграет – только тронь…
Как зовут ее?. (гармонь)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мелодия издалека
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Поет так нежно… (скрипка)
Инструменты в руки взяли,
Дружно громко заиграли,
Нам играть не надоест,
Что создали мы?. (Оркестр)
Мы нашли инструменты и симфонического, и народного оркестров. Мне кажется, они уже готовы читать для нас истории, записанные нотами в таинственном альбоме (звуки настройки оркестра). А мы уж постараемся эти музыкальные рассказы перевести на знакомый историку русский язык и все наши исследования занесём в эту научную тетрадь.
Давайте откроем первую страницу «Детского альбома». Здесь написано: «Утренняя молитва». Значит, день каждого ребенка раньше обязательно начинался с молитвы! А вы знаете, что такое молитва?. Это разговор с Богом. В молитве благодарят, просят о помощи, рассказывают о своих бедах. А какой же была молитва маленьких детей? Давайте послушаем.
Слушание: «Утренняя молитва» П. Чайковский
Как вы думаете, о чем молился ребенок? Какое настроение у него при этом было? В какой цвет, по-вашему, была раскрашена музыка? Вы-берете нужную краску из палитры.
Музыка была спокойной, ровной, светлой. Но иногда в ней слышались грустные звуки, а иногда яркие, несущие надежду. Наверное, в жизни ребенка были свои тревоги, свои надежды. А в целом, жилось малышу в ту пору спокойно и радостно. Давайте в нашей научной тетради напротив слов «Утренняя молитва» нарисуем кружок, выбранными вами красками…
На следующей странице написано всего одно слово – мама. Сейчас мамы успевают всё – зарабатывать деньги, поддерживать свою красоту, заботится о доме и семье. Во всём быть самой лучшей очень тяжело, по-этому мамы устают, иногда нервничают, грустят. Интересно, отличаются современные мамы от тех, которые жили двести лет назад? Послушайте музыку, записанную на этой странице, и выберете портрет мамы, о которой она рассказывает (слайд).
Слушание: «Мама» П. Чайковский
Что рассказала нам музыка о маме? Какой она была?. Музыка была ласковой, нежной, подвижной. Значит, мама всегда была занята каким-то делом, но при этом у неё оставалось время приласкать своих детей, сказать им доброе слово. Раньше женщины не зарабатывали деньги. Они были домохозяйками – их работой была забота о семье. Может быть, поэтому они меньше нервничали, злились, расстраивались. Ведь в музыке не было ни одного неприятного звука. В рабочую тетрадь рядом со словом «мама» мы вклеим выбранный вами портрет.
А сейчас мы узнаем, во что играли дети в старину. Это очень интересно! Перед вами игрушки. Послушайте музыку и выберете игрушку, о которой, по-вашему, рассказывает музыка. Чем же увлекались мальчики?.
Слушание: «Игра в лошадки» П. Чайковский
Почему вы выбрали именно лошадку на палочке?. Музыка была стремительной, скачущей. В ней слышался цокот копыт. А вы часто играе-те «в лошадки». Раньше не было машин, автобусов, самолетов. Не было и танков. И мирные жители, и военные передвигались только на лошадях. Поэтому сейчас мальчики представляют себя водителями автобусов или танкистами, а раньше – всадниками. Такая лошадка на палочке была любимой игрушкой мальчишек.
А с чем играли девочки? Давайте послушаем.
Слушание: «Новая кукла» П. Чайковский
Попробуйте выбрать игрушку, о которой рассказала музыка… Я тоже думаю. что это – кукла. Какой была мелодия?. А вы любите играть с куклами?. выходит, во все времена девочки любили кукол, ведь играя с ними, они учились быть мамами.
Вы хорошо запомнили музыку кукол и музыку лошадок? А отли-чить их сумеете?. Сейчас мы это проверим – поиграем, как дети в старину. Когда будет звучать музыка лошадок, мальчики поскачут галопом по за-лу. А когда услышите музыку кукол, мальчики присядут, а девочки начнут танцевать, как заводные куколки. Постарайтесь не перепутать!
Игра: «Куклы и лошадки»
Вы молодцы! А выбранные вами игрушки я покажу другу-историку вместе с альбомом.
Но неужели дети целый день только играли? Посмотрите на эту страницу. На ней есть надпись «Полька». Что такое полька?. В старину детей в богатых семьях обязательно учили музыке и танцам. Больше всего дети любили танцевать польку – ведь она такая веселая. Представьте, что мы перенеслись в прошлое на урок танцев. Становитесь парами.
Танец по показу «Полька» П. Чайковский
Как замечательно вы танцевали! Я вас даже сфотографировала, а фотографию приклею в тетрадь – ведь именно так танцевали дети много лет назад.
А чем ещё увлекались дети?. Раньше люди искренне верили, что ря-дом с ними живут удивительные существа – домовые, кикиморы, лешие, приведения, феи. А дети очень люби рассказывать друг другу истории об этих сказочных существах. Одну такую историю расскажет нам сейчас му-зыка. Я вам не скажу, как она называется. Попробуйте об этом догадаться сами.
Слушание: «Баба Яга» П. Чайковский
Так о ком рассказала нам музыка?. Почему вы так решили?. Звуки были резкими, напряженными. Мелодия то хромала, то порывисто взлетела. Послушайте эту музыкальную историю ещё раз, и вы увидите, кто прав, а кто из вас ошибся.
Мультфильм «Баба Яга» на музыку П. Чайковского
Взрослые очень боялись сказочной нечести, а дети, играя, потешались над ней. Например, о бабе Яге они выдумали смешную игру-дразнилку. Становитесь в круг. Кто хочет стать сердитой бабкой Ёжкой? Мы будем идти по кругу и петь дразнилку. После её окончания баба Яга очень разозлится и станет нас ловить.
Игра: «Бабка Ёжка»
Наступал вечер, дети уставали от игр и укладывались в свои постели, а няня рассказывала им сказки. Раньше за детьми в богатых семьях ухажи-вала не только мама, но и служанка – няня. На этой странице нотами запи-сана сказка старой няни. Но о чём эта сказка? Слушайте музыку и рисуйте героев няниной сказки – тех, кого, по-вашему, изобразила эта музыка.
Рисование под музыку «Нянина сказка» П. Чайковский
Давайте вставим ваши рисунки в нашу научную тетрадь…
Вам понравилось быть историками?. Благодаря этому старинному альбому мы с вами узнали, как жили дети в старину. Чем отличался их день?. А чем был похож на ваш?. Завтра я обязательно расскажу о наших исторических исследованиях моему другу археологу и передам ему заполненную нами тетрадь. Уверена, он будет вам очень благодарен!