Музыкальная гостиная  «Русский народный инструмент — балалайка»

Наталья Храмова
Музыкальная гостиная  «Русский народный инструмент — балалайка»

Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента - балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.

Задачи:

Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;

Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.

Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.

Предварительная работа:

- Подбор материала об особенностях звучания и строения музыкального инструмента Балалайки.

- Подготовка презентации.

Оборудование:

- видеоаппаратура, Балалайка, фортепиано, русские народные инструменты (бубны, ложки, трещотки, бубенцы);

- видеоролик программы «Галилео» об особенностях балалайки.

Звучит спокойная русская народная мелодия, дети входят в зал и рассаживаются по местам.

СЛАЙД №1

Ведущий: Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга, подадим руку и пожмём руку соседа. А теперь послушайте, как на Руси друг друга приветствовали.

Звучит песня в исполнении ансамбля русской песни «Заряница» - «Рады мы вас видеть»

СЛАЙД №2

- Песня всегда сопровождала человека и в труде и во время праздника. Песни бывают разные: спокойные,весёлые, печальные. Мы с вами слушали сейчас песню – приветствие «Рады мы вас видеть». Она звучала в исполнении хора и русских народных инструментов. Ребята, скажите пожалуйста, какие инструменты вы слышали? – ответы детей.

- Верно, звучали баян или гармонь, балалайка.

- Какая по характеру была песня? (спокойная, протяжная)

- У меня есть музыкальная коробочка, в которой лежат русские народные музыкальные инструменты. А какие – вам придётся отгадать.

После загадок, воспитатели раздают детям музыкальные инструменты. СЛАЙД №3

Загадки:

1. Музыкальным инструментом

Кашу есть и щи хлебать

Можно запросто, а после

Для друзей своих сыграть. (ложки)- дети младшего возраста

2. Я сыграю от души

ритм очень трудный.

Что звучит? Скорей скажи?

Непоседа (бубен) – дети старшего дошкольного возраста

3. Тараторит, словно тётка.

Называется….

(Трещотка) – дети старшего дошкольного возраста

4. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -

Мелодично и привольно украшают долгий путь.

(Бубенцы) – дети младшего дошкольного возраста

5. Инструменты в руки взяли,

дружно громко заиграли.

Нам играть не надоест.

Что создали мы? (оркестр)

Воспитатели раздают инструменты детям.

Звучит плясовая русская народная мелодия. Оркестр.

СЛАЙД №4

Ведущий: - Ребята, я вам уже рассказывала о музыкальных инструментах.

Инструменты, на которых вы играли, не простые – русские народные. Когда-то на них ваши прапрабабушки играли и своих правнуков потешали.

- Скажите, а с помощью какого музыкального инструмента отпугивали злых людей со двора? (изображает игру на трещотке)

СЛАЙД №5

- Какой музыкальный инструмент крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет? (бубенцы).

СЛАЙД №6

- Ребята, у меня есть еще один инструмент. Отгадайте какой.

Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок - тонкий,

Голосок звонкий.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент-

Самый русский инструмент.

(балалайка)

СЛАЙД №7

Звучит русская народная мелодия в исполнении балалайки.

- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.

СЛАЙД №8

Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент….как? (балалайкой).

Посмотрите – вот она.

Видеоролик «Галилео» о балалайке. (интернет ресурсы)

Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

Смотрят видеоролик игры на балалайке.

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из…тыквы.

Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.

СЛАЙД № 9

Ведущий: - Знаете ли вы, что именно в Тверской области в городе Бежецке поставлен первый памятник русской балалайке.

СЛАЙД №10

И даже есть такой ежегодный международный праздник музыкантов - народников «День балалайки», который проводится летом и собирает огромное количество музыкантов, но кроме россиян, никто не умеет так хорошо играть на балалайке. И именно в Тверской области жил человек Василий Васильевич Андреев, который возродил балалайку, и многие другие русские народные инструменты.

Ну а теперь, выходите ребята, да под балалаечку весело спляшите!

ОБЩЯЯ ПЛЯСКА

После пляски дети сели на места.

Ведущий: стихотворение Владимира Кулаева «Три струны на балалайке».

Фон – играет балалайка.

СЛАЙД №11

Нам известна балалайка

С незапамятных времён!

Ну, а вот, пойди, сыграй-ка!

Не умеешь? Не учён?

Три струны на балалайке,

За околицей бренчат,

И в дому и на лужайке

Созывают в круг ребят.

Любо-дорого послушать,

Что расскажут три струны,

Запоют на воле души

Песни русской старины!

Не забудем эти звуки!

Балалайка и гармонь –

Это радость, это муки.

Ты вот только струны тронь!

- Вот и закончилась наша встреча знакомство с русским народным инструментом – балалайкой.

СЛАЙД №12

Ребята, что вам больше всего понравилось из того, что вы узнали о балалайке?

- Ответы детей.

- 23 июня все, кто любят этот музыкальный инструмент, отмечают праздник, который так и называется «День балалайки».

На этом наша музыкальная гостиная закрывается. До свидания.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-powerpoint_bfntr.pptx | 10140,02 Кб | Скачан: 10
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Женский русский народный костюм»Мини-музей «Женский русский народный костюм» Паспорт мини-музея «Женский русский народный костюм». Цель проекта: Сформировать представления детей о русской народном костюме посредством.

Конспект занятия «Русский народный костюм» «Русский народный костюм» Программное содержание Расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.

Конспект досугового мероприятия на тему «Русский народный фольклор» Автор – составитель: Попова И. Н., воспитатель Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию реабилитантов посредством устного.

Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка»Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка» Конспект занятия кружка «Русские узоры» в подготовительной группе Тема: «Балалайка, балалайка, побренчи- ка, поиграй- ка» Цель: Познакомить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Музыкальная гостиная  «Русский народный инструмент — балалайка»
Опубликовано: 13 августа 2018 в 13:48
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Помогаем бабушке и дедушке солить овощи»
Пришла красивая, нарядная осенняя пора, Осень". Осенняя пора, пора заготовок. Много урожая бабушка с дедушкой вырастили в своем огороде. Огород помогал...
Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева»
Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева , обогатить...
Проект для подготовительной группы «Моя любимая улица»
Тема проекта: "Моя любимая улица" Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность...
Математический лэпбук «Математика и речь»
Данная игра предназначена для развития разных сторон речи в процессе формирования математических представлений в увлекательной форме. Она состоит из...
Творческий педагогический час совместно с учителем татарского языка «Математические...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 «Ромашка» Бугульминского муниципального района...