Светлана Пономарёва
Музыкальная культура дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Пономарёва Светлана Николаевна
ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство»
Новоусманского района Воронежской области.
Ибо и дитя, как и дерево, если о нём
не заботится, вырастает безобразным:
ошибку, допущенную в раннем детстве.
с трудом или вообще не исправит более
поздний возраст.
Давид Б. Сабо
Публикация «Музыкальная культура дошкольника» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Всё начинается с детства, в том числе культура – и общая, и художественная, т. е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Детский сад бледнеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребёнка.
Воспитательно – эстетическая, созидательно – творческая и познавательная функции искусства были известны с глубокой древности. Познание искусства без эмоционально – личностного переживания оборачивается его непониманием. Поэтому очень важно, чтобы познание, чувствование музыкального искусства происходило через активное переживание жизненных ситуаций в музыкальном произведении. Через «погружение» в мир образов, через личную творческую деятельность. От степени развития эмоциональной сферы прямо зависит и уровень нравственной культуры человека, его моральный облик.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представления о красоте. Развитие эмоционально – оценочного отношения к музыке ведёт к желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.
Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель в детском саду. В своей деятельности я решаю огромный круг музыкальных, общеобразовательных и воспитательных задач. К числу музыкальных задач можно отнести формирование у детей начал высокого музыкального вкуса, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления музыкальных впечатлений. Чтобы правильно, природосообразно вести каждую возрастную группу и осуществлять индивидуальный подход к детям, решая задачи их развития, я учитываю возрастные закономерности становления и огромный диапазон индивидуальных различий между детьми.
Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. Традиционно в детском саду было и остаётся пять основных видов музыкальной деятельности : слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и игра – драматизация. Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет свои требования, ставит свои задачи.
Поэтому формирование основ музыкальной культуры – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
«Получая с детства художественно – полноценные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.» (авт. О. П. Радынова).
Литература:
1. Н. В. Крылова «Ребёнок в пространстве культуры». М. 1994.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. Детство – Пресс, 1998
3. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества». Кн. Для педагогов дошкольных учреждений. М. Мнемозина,1995
4. К. Жигульский «Праздник и культура». М. Прогресс, 1985.
5. М. Мид «Культура и мир детства». М. Наука, 1988
6. Радынова О. П., Катинене А. И, Полавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников /под ред. О. П, Радыновой – М. : Просвещение: Владрс, 1994.
7. Анишина Т. П., Басова Е. Ю. «Справочник музыкального руководителя» М. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования», 2012, № 0.
8. В. М. Кузина «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». М., 2012, №1, №3.
9. А. С. Петелин. Л. Г. Горькова, «Адаптационные условия музыкального воспитания дошкольников в детском саду». – Воронеж. ВОИПКРО 2003.