МААМ-картинки

Консультация «Музыкальная терапия в развитии ребенка»

Таболина Надежда Павловна
Консультация «Музыкальная терапия в развитии ребенка»

Музыкальная терапия в развитии ребенка

Музыкальная терапия представляет собой древнейшую и наиболее развитую форму врачевания посредством искусства, ведь связь между музыкой и медициной восходит к истокам истории человечества.

Публикация «Консультация „Музыкальная терапия в развитии ребенка“» размещена в разделах

Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.

Сегодня музыка используется не только во время музыкотерапии, но также и во время обучающих занятий, как метод всесторонней и многоаспектной стимуляции развития. Учитывая естественные потребности ребенка, она чаще всего принимает форму активной терапии. Благодаря общению с ней дети могут освободиться от запретов и забыть об ограничивающих их трудностях.

Музыкотерапия полезна как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями, причем в случае вторых акцент делается на реализацию дополнительных целей, совместимых с потребностями конкретного ребенка. Музыкотерапию с успехом используют специалисты и педагоги в лечении детей с церебральным параличом, аутизмом, с разного рода нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, а также у детей с нарушениями поведения или СДВГ, которых в наших детских садах и школах становится все больше и больше. Занятия музыкотерапией помогают в равной степени, как для успокоения чрезмерно агрессивного ребенка, так и для активации ребенка неуверенного в себе, застенчивого и боязливого. А значит, благодаря такому преображению можно устранить поведение, создающее проблемы в группе сверстников.

Также музыкальная терапия позволяет выявлять на самых ранних стадиях нарушения в области слухового или зрительного восприятия, моторики и зрительно-слуховой ориентации и устранять их благодаря применению соответствующих упражнений. Занятия музыкотерапией очень полезны в приобретении лучшей концентрации внимания, умения подчиняться определенным правилам и ждать своей очереди. Музыкальная терапия стимулирует развитие ребенка, помогает в формировании личности и лечении ее дисфункций; развивает память и наблюдательность. Она рекомендуется детям, которые испытывают трудности с латерализацией (левополушарной/правополушарной) и пространственной ориентацией.

Главная цель музыкально-терапевтической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выглядит следующим образом:

• помощь в общем развитии;

• улучшение моторики;

• стимуляция эффективности умственного труда, познавательной деятельности, развитие чувств, внимания и памяти;

• стимулирующее действие на эстетическое развитие;

• творческое и эмоциональное развитие, которое благодаря соединению музыки, пластики и поэзии позволяет в полной мере использовать потенциал маленького человека;

• удовлетворение естественной потребности детей в обучающем развлечении;

• поощрение активного музицирования, пения, игры на музыкальных инструментах;

• предоставление возможности свободного самовыражения, собственной вербальной, двигательной, вокальной и эмоциональной экспрессии;

• снятие эмоционального напряжения;

• увеличение веры в собственные возможности и повышение самооценки;

• разблокировка чувств и раскрытие эмоций или напряжения;

• разрядка, устранение различных негативных эмоций и развитие положительных эмоций;

• успокоение, расслабление, состояние отдыха или же, наоборот, активации;

• помощь в избавлении от стресса;

• устранение агрессии;

• межличностное общение.

Поскольку музыка воспринимается не только посредством органов слуха, она побуждает к действию весь организм. Элементы музыкального произведения, которые слышит человек, а именно ритм, динамику, гармонию, штрихи, окраску звука или мелодию, резонируют по всему телу, мозгу и сердцу. По мнению Жака-Далькроза (швейцарского композитора, создателя ритмики как области музыкального обучения, движение в такт с музыкой активизирует работу нервной системы ребенка, интенсифицирует деятельность головного мозга, гармонизирует психическую деятельность, стимулирует физическое и психическое развитие. Это происходит потому, что человек получает впечатления через всю нервно-мышечную систему. Жак-Далькроз считал, что стремление к гармонизации мозга и тела через движение имеет большое значение в реабилитации, а музыка является тем элементом, который непосредственно способствует такой гармонизации. Эмоции, сопровождающие общение с музыкой, не только являются интеллектуальными эмоциями, но и посредством чувств воздействуют и приводят в движение весь организм.

Существуют различные виды занятий музыкотерапией, которые можно использовать в детском саду или школе, а также во время игры с детьми дома. Вот некоторые из них:

• психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические этюды с иллюстрацией песни с помощью звукоподражания и имитационных жестов, отображающих ее текст);

• речевые игры и инсценировки (для этого распределяются различные роли, связанные с содержанием песни, используя игрушки, кукол, марионетки и т. д.);

• артикуляционная гимнастика с помощью слов песни;

• слуховые упражнения (развивают чувствительность к тону, ритму, мелодии, темпу речи) - аудирование, имитация и повторение звуков, распознавание звуков;

музыкально-ритмические упражнения и танцевальные импровизации (достижение соответствия движений с ритмом музыки, а также воспроизведение ритма конкретной песни или строки с помощью простых элементов, таких как притопы или хлопки в ладоши);

• соединение музыки с рисунком и мелкой моторикой (дети рисуют то, что представляют себе во время прослушивания композиции, а малышам предлагаются тематические раскраски);

• пассивная музыкотерапия - послеобеденный отдых под релаксационную музыку с мягким, приглушенным, басовым звучанием.

Музыка является универсальной силой, которая воздействует на человека комплексно, независимо от возраста, образования или социального статуса. Музыка сближает нас с энергией природы, которая еще не до конца познана нами! К тому же, она позволяет разблокировать эмоции без помощи врача или психотерапевта. В свою очередь, пение и танец на протяжении веков являются лучшей формой терапии, эффективно высвобождая в нас радостные и прекрасные стороны личности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль игры в развитии личности ребенка» «Игры разные нужны…», или Какова роль игры в развитии ребенка? «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии ребенка» Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Игра - это свободная деятельность.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» В раннем детстве формируется физическое,психическое и интеллектуальное воспитание ребенка. Все навыки приобретаются в семье,в том числе.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка» Консультация для родителей. Роль семьи в развитии речи ребенка. Что посеешь, то и пожнешь Умела дитя родить- умей и воспитать. Физическое,.

Консультация для родителей «Зимние виды спорта в развитии ребенка» Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. А. П. Усова.

Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка» Семья — это ближайшее окружение ребенка, и ее влияние оказывает огромную роль в развитии личности ребенка. К сожалению, современная семья.

Презентация «Музыкальная терапия» Видео Музыкальная терапия с греческого языка переводится как «исцеление музыкой». В самом этом определении уже заложены основные понятия, на которых.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» Роль семьи в развитии речи ребенка. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Музыкальная терапия в развитии ребенка»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 09:00
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД