Папки-передвижки

Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях

Наталья Потапкина
Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях

Психологическая теория деятельности (Л. Выготский и А. Леонтьев) выделяет три основных вида человеческой деятельности — трудовую, игровую и учебную, которые тесно взаимосвязаны. Одной из разновидностей активных методов обучения является дидактическая игра. Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. Следует отметить, что в последнее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса.

Публикация «Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях» размещена в разделах

Если рассматривать структуру развёрнутой игровой деятельности, то можно определить её основные компоненты: побудительные — потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре; ориентировочные — определяющие выбор средств и способов игровой деятельности; исполнительские — действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель; контрольно-оценочные — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности. Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.

Выдающийся психолог Д. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры — роль, которую берёт на себя играющий. Разработку теории и практики дидактической игры начал Я. А. Коменский. Сложным вопросом в теории дидактических игр является их классификация. Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей: познавательное содержание в них объединяется с игровой формой; Правильное проведение дидактической игры обеспечивается чё ткой организацией: формулированием цели игры, выяснением количества игроков, подбором дидактических материалов для проведения игры, планированием временного фактора, подведением итогов. Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает само-регуляцию, тренирует волевые качества ребёнка. Игровая модель обучения призвана реализовывать, помимо основной дидактической цели, ещё и комплекс задач: обеспечение контроля над эмоциями; предоставление ребёнку возможности самоопределения; воодушевление и помощь в развитии творческого воображения; предоставление возможности развития навыков сотрудничества (в социальном аспекте, а также развития умений формулировать и высказывать своё мнение. В соответствии с игровой моделью участники учебного процесса находятся в других условиях, в отличие от традиционного обучения. Учащимся предоставляется максимальная свобода интеллектуальной деятельности, ограниченная лишь определёнными правилами игры.

Определяя виды музыкально-дидактических игр, необходимо отметить разные позиции к классификации. К. Тарасова делит музыкально-дидактические игры на :

1. Сюжетно-ролевые;

2. Ролевые;

3. Настольные;

4. Подвижные [12].

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики и ритма. Организация игр предусматривает два руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Прямое руководства происходит, как правило, когда взрослый помогает каждому ребенку проявить себя, активизирует деятельность малоактивных детей, оказывает помощь, учит способам самостоятельных действий. Взрослый выступает в роли лидера.

Косвенное руководство включает в себя:

1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала детей;

2. Формирование доброжелательных отношений между детьми, объединяющимися для в небольшие группы по интересам и склонностям.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию, также они развивают чувства ритма.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Виды пальчиковых игр:

1) Пальчиковые игры с предметами;

2) Активные игры со стихотворным сопровождением;

3) Игры манипуляции;

4) Пальчиковые кинезиологические игры («гимнастика мозга»);

5) Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

6) Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Т. к. чувство ритма развивается через движения. Например: танцевальные, физические, где задействованы группы крупных мышц, то и аналогично развивается ритм и в мелкой моторике – пальчиковой гимнастике. Где применяется те же способы и приемы развития ритма: смена размеров и ритма.

Характеристика развития чувства ритма по возрастым группам в ДОУ представлена в Таблице.

Таблица

Характеристика развития чувства ритма по возрастным группам в ДОУ (ДОО)

Возрастная группа Характеристика

2-я младшая Дети младшего дошкольного возраста непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела, протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелик, и все они носят, как правило, игровой характер. Задача педагога воспитывать интерес, потребность в движение под музыку. Побуждать детей выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки. Развивать слуховое внимание, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально – игровым образом.

Средняя В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Старшая Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных 5 движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

Подготовительная Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной к школе группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.

.

На основе выше изложенного, делаю вывод:

- Музыкальные игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др., а также голоса других детей, развивают чувства ритма. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Публикации по теме:

Музыкально-игровая площадка «Железнодорожная станция» в рамках квеста по теме недели «Транспорт» для детей 6–7 летМузыкально-игровая площадка «Железнодорожная станция» в рамках квеста по теме недели «Транспорт» для детей 6–7 лет Транспорт для путешествий. Завершилась неделя по теме: "Поедем, полетим, поплывем". Воспитателями детей старшего возраста был организован.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ» Самостоятельная игровая деятельность. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния,.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Инсценирование русских народных песен как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников Инсценирование русских народных песен, как праздничная и свободная игровая деятельность дошкольников. Калачева Л. А. Знакомство дошкольников.

Консультация для родителей «Игровая деятельность дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Прежде всего она определяет дальнейшее развитие ребёнка, и способствует его укреплению.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Музыкально-игровая гимнастика, для детей среднего дошкольного возраста. Дети под марш идут друг за другом, повторяют слова за муз. руководителем. Мы веселые ребята, Куклы, зайчики, котята. Мы шагаем дружно в.

НОД «Играем и учимся!». Игровая деятельность детейНОД «Играем и учимся!». Игровая деятельность детей Любимый вид деятельности наших детей - игровая деятельность с дидактическим материалом, дидактическими играми, в создании которых ребята.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Театрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОТеатрально-игровая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях
Опубликовано: 22 июля 2022 в 13:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-игровая деятельность дошкольников на занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потапкина (УИ 1871210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД