Лучший педагог года

Музыкально-игровая ритмопластика как средство физического и музыкального развития детей дошкольного возраста

Фоменко Марианна Валерьевна
Музыкально-игровая ритмопластика как средство физического и музыкального развития детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ РИТМОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(музыкальный руководитель Фоменко Мариана Валерьевна)

В наше время актуальна проблема развития детей дошкольного возраста, когда закладываются основы умственного, нравственного, духовного и физического развития ребенка. Особенно важной является задача охраны здоровья подрастающего поколения, так как проблема полноценного физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей данной возрастной категории на данный момент остается открытой: заболеваемость детей является достаточно высокой.

Публикация «Музыкально-игровая ритмопластика как средство физического и музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Безусловно, укреплению здоровья и повышению двигательной активности способствуют и утренняя гимнастика, и организация физкультурных занятий, и максимальное прибывание детей на свежем воздухе. Однако, традиционный подход к физическому развитию, недостаточно затрагивает его эмоциональную и психическую сферы, которые являются неотъемлемой составляющей психофизического здоровья ребенка.

Одним из способов физического развития ребенка в рамках образовательной программы является включение его в музыкально-ритмическую деятельность.

Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что музыкальное воспитание оказывает положительное влияние на психофизическое развитие ребенка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души…Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим…».

Музыкально-игровая ритмопластика – одна из разно вариантных моделей занятий, в основе которых лежит интеграция музыкально-ритмической и оздоровительно-развивающей деятельности. Данный подход способствует развитию музыкального слуха, двигательных способностей, а также тех психических процессов, которые лежат в их основе.

Цель: содействовать укреплению психофизического здоровья детей дошкольного возраста средствами музыкально-игровой ритмопластики.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

Всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья.

2. Развитие двигательных качеств и умений в процессе физических и танцевально-игровых упражнений:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

развивать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя основные, общеразвивающие, имитационные, плясовые и танцевальные движения

приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, плясок, игр под музыку, вызывая желания детей с удовольствием участвовать в них;

формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений и танцев.

3. Формирование пространственной ориентации:

учить самостоятельно находить свои места, свободные места в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4. Развитие музыкальности:

воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку;

обогащать слушательский и двигательный опыт – умение осмысленно и эмоционально использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом, узнавание знакомых детских песен, несложных музыкальных пьес, мелодий;

приобщать к элементарным двигательным умениям через развитие музыкально-сенсорных способностей: двигаться в соответствии с ярко-выраженным характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмический марш); менять движение в связи с изменением динамики звучания музыки (тихо-громко); регистров музыки (высокий-низкий); характер музыки (веселый-грустный); умение связывать движения с ритмом музыки (различные виды хлопков, притопов, полуприседания, прыжки и т. д.); умение согласовывать движения с текстом;

развивать первоначальные проявления ритмичности; освоение детьми игровых и плясовых движений.

5. Развитие творческих способностей:

воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку;

воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

формировать умения использовать знакомые движения в самостоятельной деятельности, под другую музыку;

развивать воображение, фантазию, умение находить движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

6. Развитие психических процессов:

развивать восприятие, внимание, волю, память, мышление;

развивать слуховое внимание (умение начинать и заканчивать движения вместе с музыкой); развитие способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

развивать умение выражать эмоции в мимике и пантомимике (контрастные по характеру настроения);

развивать лабильность нервных процессов.

Поставленные задачи решаются через овладение разнообразными видами деятельности, включая нетрадиционные виды упражнений:

ИГРОГИМНАСТИКА

Цель: освоение ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование двигательных умений и навыков.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Цель: освоение и формирование элементарных танцевальных движений, развитие чувства ритма, развитие двигательных качеств и умений.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ С МУЗЫКОЙ

Цель: развитие способности к восприятию различных оттенков музыки и умение передавать в движениях средства музыкальной выразительности (изменение темпа, регистра, динамики).

ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Цель: развитие способности передавать в пластике понятный детям образ с помощью несложных пантомимических движений.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: развитие двигательных умений и навыков, двигательной активности детей, эмоционального отклика и желания участвовать в подвижных играх, воспитание ловкости, смелости, выносливости.

ЙОГА

Цель: проведение профилактики простудных заболеваний средствами самомассажа, дыхательных упражнений, закаливания, релаксационных упражнений, психогимнастики.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ

Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, координации движений рук, развитие мышления, речи, памяти, воображения, музыкального слуха и ритмических способностей.

МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цель: развитие познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитание волевых и нравственных черт характера, развитие координации движений, быстроты, ловкости, развитие музыкальных способностей, развитие творческого воображения, побуждать к творческой активности в музыкально-ритмических движениях и играх.

ИГРОТАНЦЫ / ТАНЦЫ, ПЛЯСКИ, ХОРОВОДЫ /

Цель: разучивание или исполнение несложных танцев, плясок, хороводов, закрепление навыков музыкально-ритмических движений, обеспечение эмоционально-положительного состояния детей.

На всех этапах занятий по Музыкально-игровой ритмопластике, помимо традиционных методов, применяется игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Одним из приемов, используемых на данных занятиях, является ритмодекламация – комплексное сочетание слова, музыки и движения, чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Использование ритмодекламации помогает решению целого комплекса задач:

- способствует развитию координации движений, координации между слухом и голосом;

- воспитывает ритмический слух и умение действовать согласованно;

- способствует развитию музыкальных способностей;

- формирование естественного звучания голоса, благотворно сказывается на развитие речи;

- способствует выработки речевого дыхания, дикции, воспитывает выразительность, эмоциональность речи;

- способствует развитию внимания и мышления.

Занятия по музыкально-игровой ритмопластике имеют одну сюжетную линию и могут быть организованы таким образом, что в их проведении участвуют педагог и музыкальный руководитель, чередуясь и дополняя друг друга, либо один из педагогов в рамках кружковой работы. Особое значение в проведении занятия имеет эмоциональный настрой, речь педагога, доброжелательное отношение, активное участие в выполнение своей задачи.

Занятие состоит из трех частей:

Подготовительная часть занятия занимает от 5% до 15% общего времени и зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Для решения задач подготовительной части используется ИГРОГИМНАСТИКА (строевые упражнения, ритмическая гимнастика).

Основная часть занятия длится от 60% до 80% общего времени. В этой части решаются основные задачи, связанные с формированием двигательных умений и навыков, идет основная работа над развитием двигательных способностей. На этой стадии дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия включены следующие виды деятельности: МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРЫ (ПОДВИЖНЫЕ, МАЛОПОДВИЖНЫЕ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ, ОБРАЗНО-ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРОТАНЦЫ

Заключительная часть занятия длится от 5% до 10% общего времени. В том случае, если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход к спокойному состоянию детей. В заключительной части используются следующие виды деятельности: ЙОГА, ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ, ИГРОТАНЦЫ.

Возможны и другие варианты конструирования занятия, по усмотрению педагога, с учетом поставленных задач и физических нагрузок. Занятия по музыкально-игровой ритмопластике усложняются в зависимости от возраста детей.

Занятия по музыкально-игровой ритмопластике развивают физические, музыкальные, творческие способности, создают положительный настрой, а главное, необходимый двигательный режим для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Литература

1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика / Программа по ритмической пластике для детей / - Санкт-Петербург, 2000.

2. Дошкольное воспитание. – 1993.-№9.

3. Рерих С. Н. Стремиться к прекрасному. – М., 1993.

Пример занятия по музыкально-игровой ритмопластике во второй младшей группе

«ОСЕННЯЯ ПОЛЯНКА»

Цель: закрепить полученные навыки и умения в разных видах ходьбы; упражнять в прыжках на двух ногах; развивать творческую активность; закреплять движения танца, умение выполнять движения с предметами; развивать речевую активность детей, умение выполнять действия в соответствии с текстом; тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: осенние листья, дуги, дорожка с нашитой косичкой (либо другая дорожка, тренажер «Дерево».

I. ИГРОГИМНАСТИКА

Воспитатель (либо инструктор по физическому воспитанию):

- Ребята, сегодня мы отправимся на осеннюю полянку. Итак, в путь!

(Звучит музыка)

Ходьба по залу «Большие ноги идут по дороге (топ-топ-топ, маленькие ноги идут по дороге (топ-топ-топ)»; Чередование ходьбы врассыпную с ходьбой стайкой; Ходьба на носочках «Тянемся к солнышку».

Оздоровительный бег (чередование бега в рассыпную с бегом в обусловленное место по сигналу воспитателя) (45 сек).

Упражнения на восстановление дыхания «Вырасти большой»

Комплекс ритмической гимнастики

И. П: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! (Повторить 4-5 раз.).

Общеразвивающие упражнения с листочками в кругу.

1) «Покажем листочки»

И. п. ноги слегка расставить, руки за спину.

1-руки вперед;

2-3 –поворачивать листочки вверх-вниз, сказать «Вот они!»;

4- спрятать за спину- и. п. (5-6 раз)

2) «Листики к коленям»

И. п. ноги на ширине плеч, листики у пояса.

1-наклон вперед, листики к коленям (вдох);

2- вернуться в и. п. (5-6 раз)

3) «Не задень листочки»

И. п. сидя, руки упор сбоку, листочки на полу к пяткам.

1- согнуть ноги, голову не опускать;

2- выпрямить ноги, голову не опускать

3- и. п. (5-6раз)

4) «Коснись листиков»

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, листочки на полу.

1- присесть, коснуться листиков;

2- вернуться в и. п. (5-6раз)

5) «Полетим как листики»

И. п. ноги слегка расставлены, листочки в руках.

1- подняться на носки через стороны вверх (вдох);

2 – вернуться в И. П. (выдох) (5-6 раз)

II. ИГРОТАНЦЫ

Музыкальный руководитель:

- На полянке красота!

Просто сказка! Чудеса!

Все деревья золотые,

Яркие и расписные,

Листиками шелестят

И приветствуют ребят!

«Танец осенних листочков» музыка А. Филиппенко слова А. Макшанцевой

Листочки, листочки по ветру летят, - бегут по кругу, взмахи руками

У деток под ножками тихо шуршат.

И, плавно качаясь, ведут хоровод. – ноги на ширине плеч, плавные

покачивания корпусом и

А ветер осенний им песню поет. руками, поднятыми вверх

То вправо, то влево листочки летят, - бег врассыпную, взмахи руками

Прощается с нами осенний наш сад.

Листочки, качаясь, ведут хоровод. – ноги на ширине плеч, плавные

покачивания корпусом и

А ветер осенний им песню поет. руками, поднятыми вверх

В конце танца дети подбрасывают листочки

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «Найди листок»

Ты лети, лети листок,

Прямо на дорожку.

Полежи один чуток,

Отдохни немножко.

Хоровод мы заведём,

Заведём на славу

И листочку своему

Подберём мы пару.

Дети с листьями в руках идут по кругу, или качают листочек над головой. В это время воспитатель разбрасывает листики в кругу, у детей такие же листья в руках, по окончании дети ищут своему листочку пару.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

Воспитатель (инструктор по физической культуре):

- Погуляем по осенней полянке. Посмотрите, как ловко белочки прыгают с ветки на ветку. И мы с вами попрыгаем как белочки.

1. «Ловкие белочки» - прыжки на двух ногах

Посмотрите, вдалеке мишки лазают, играют.

2. «Мишки-шалунишки» - ползание под дугами на четвереньках

И лисички, как весело бегают по дорожке.

3. «Бег по дорожке» - бег по дорожке с нашитой косичкой (дорожка по усмотрению педагога)

Хорошее время года – осень. Хотите поиграть на осенней полянке? (Да)

. III. Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Фотоотчет «Игры-эстафеты как средство физического развития»Фотоотчет «Игры-эстафеты как средство физического развития» Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остаётся физическое.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Музыкально-игровая гимнастика, для детей среднего дошкольного возраста. Дети под марш идут друг за другом, повторяют слова за муз. руководителем. Мы веселые ребята, Куклы, зайчики, котята. Мы шагаем дружно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-игровая ритмопластика как средство физического и музыкального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2023 в 17:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД