Папки-передвижки

Музыкально-литературная композиция «О бедном сайгаке замолвите слово»

Нина Абушинова
Музыкально-литературная композиция «О бедном сайгаке замолвите слово»

Музыкально-литературная композиция

«О бедном сайгаке замолвите слово»

Задачи:

- закреплять и расширять полученные представления о сайгаках, о том, что они нуждаются в защите;

- воспитывать у детей желание охранять родную природу, оказывать ей посильную помощь;

- формировать умения детей через художественное слово, песню, танец выражать своё отношение к животным;

- развивать логическое мышление, наблюдательность, любознательность, внимательность.

Участники: 1-й ведущий, 2-й ведущий, охотники, Рогаль (сайгак).

Публикация «Музыкально-литературная композиция „О бедном сайгаке замолвите слово“» размещена в разделах

Материалы и оборудование:

- дидактические игры «Составь слово», «Найди жилище», «Собери картинку»;

- луки, стрелы, шапочки (сайгаки);

- глобус;

- музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями. ;

- выставка книг, архивного материала, рисунки детей.

Ведущий 1.

В степи далёкой, под высоким небом,

У озера с шуршащим камышом,

Жил-был сайгак… Послушай эту небыль,

Я в старых книжках, мой дружок нашёл

Рассказ о заколдованном сайгаке…

В чём колдовство? Узнаешь, не спеши.

Ведущий 2.

Степь. Озеро. Густые камыши.

А на пригорке, где краснеют маки,

Устав от бега, нежатся сайгаки.

Ведущий 1.

Вожак их, зоркий, опытный Рогаль,

Глядит с пригорка напряжённо вдаль.

Он, как всегда, не спит, не отдыхает,

От бед, напастей стадо охраняет.

Ведущий 2.

Степь, золотясь под солнцем расцветает

И озеро живой водой играет.

Сайгак и суслик, ёжик и орёл –

Здесь каждый радость и покой обрёл.

Звучит музыка.

Ведущий 1. Однажды в этот благодатный край

Забрёл охотник (появляется охотник)

И видит, посреди степи сайгачье стадо

Весело, беспечно пасётся на невыбитой траве.

Охотник: Ого! Вот так подарок мне!

Сейчас я выберу кого-нибудь побольше

И пристрелю (натягивает лук, взводит стрелу и направляет на Рогаля).

Звучит тревожная музыка

Ведущий 2. Но в тот же миг

Пред ним померкнул день.

Глухая ночь глаза ему закрыла (затемнение).

Охотник (кричит испугано) : Откуда эта тень!

Охотник роняет лук, сразу становится светло. Охотник опят хватает лук, направляет стрелу на сайгака. Снова темнота. Охотник бросает на землю лук, становится светло.

Рогаль (сайгак) : Охотник! Мне ослеплять тебя навовсе – жаль,

Но всякий раз, как ты поднимешь руку,

На существо, живущее в степи, я дам тебе суровую науку.

Охотник: Я понял всё!

Не надо, не спеши! (убегает).

Ведущий 1. В родной хотон охотник наш примчался

И о великом чуде рассказал,

И стар и млад над ним смеялся,

Кто болтуном, кто трусом называл.

Голоса: «Болтун», «Трус», «Такого не бывает!», «Чушь».

Охотник: Ах, так! Вы мне не верите! Не надо!

Но я готов дорогу показать до стада,

Попробуйте-ка сами пострелять.

Ведущий 2. Нашлись в хотоне смелые мужчины

Охотники. Давай веди нас, а не то.

Звучит музыка

Охотники подходят к озеру, видят стадо, охотники поднимают луки (затемнение).

Охотники: О-о-о! Верни нам свет,

Не обращай нас в пыль.

Охотник: Бросайте луки, стрелы, колчаны!

Я ж говорил вам, глупые бараны!

Охотники бросают луки, появляется свет.

Рогаль: Я охраняю здешнюю природу

И эти травы, землю, воду.

Уберегу от зла и воровства!

Не поднимайте руки на живое.

Оставьте этот благодатный край!

Охотники: Прости, Рогаль нас, мы уходим! (уходят).

Ведущий 1. Ребята, вы посмотрели небольшую сценку из поэмы, которую написал Эрдни Эльдышев – наш калмыцкий писатель. О чём она?

Ответы детей.

Ведущий 2. Несколько десятков лет назад сайгаков в стране было около миллиона, а теперь их осталось очень мало. В Калмыкии – где-то 17-18 тысяч. А ведь сайгак – ровесник мамонта. Ребята, как вы думаете, почему сайгаков осталось так мало?

Ответы детей (отстреливают, нападают волки в голодные и холодные зимы, страдают от нехватки кормов)

Ребёнок Степной сайгак Калмыкии

Прошу тебя, живи!

Всему живому подари,

Свет чистоты души!

Ведущий 1. Я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку» (сайгак).

Ребё нок: Вышли сайги из пыльного мрака,

Только мало из них рогалей…

Если взял ты на мушку сайгак,

Значит целишь ты в душу степей.

Оборвёшь бег стремительной жизни,

И увидится смерть наяву.

Кровь горячая яростно брызнет,

Окропит молодую траву.

Ведущий 2. Сайгак у нас в Калмыкии живёт давно, а вот где он живёт, вы нам сейчас скажете и покажете.

Загадка: Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Суховей здесь любит петь

И зовётся это… степь.

Ведущий 1. А теперь вам нужно выполнить следующее задание – выбрать для каждого животного (медведь, мышь, сайгак) картину (на картинах изображены лес, степь, поле, которая больше всего подходит для жизни этого животного.

Да, ребята, степи – единственное место для сайгака. Сайгаку здесь всё по душе, всё ему здесь любо. Есть такая пословица «Степь без сайгака – как калмыцкий чай без молока».

Ведущий 2. В мае у сайгаков появляются маленькие сайгачата.

Ребё нок: Встал, шатаясь, на тростинках-ножках,

А затем пошёл за мамой вслед

Осторожно, очень осторожно.

И с улыбкою глядела степь.

Как её дитя, её надежда

Выходило в трудный жизни путь …

И весна своим дыханьем свежим

Наполняло сайгачонку грудь.

И звенел над степью жаворонок:

«В добрый путь, наш милый сайгачонок

«Первое утро сайгачонка» Г. Кукарка.

Ребёнок. Сайгачонок-малыщ!

Что ж ты, бедненький дрожишь?

Выходи из-за кустов,

Прогоню я всех волков.

Дам тебе я пирога,

Дам я травки и воды.

Ты не бойся, выходи!

Приходи ко мне домой,

Будем мы дружить с тобой!

«Сайгачонок» А. Волошкина.

Ребё нок: Словно маленьких ребят

Берегите сайгачат.

Если ранен сайгачонок,

Выбился он из силёнок,

Мать в просторах потерял,

Заберите в тёплый дом,

Напоите молочком.

От собак оберегайте,

Со двора не выпускайте.

А когда он подрастёт, -

Пусть в родную степь уйдёт!.

«Сайгачонок на руках» Г. Кукарека.

Песня «Сайгачата»

Ребё нок: На поляне сайгачата

Разыгрались как ребята.

Им, таким смешным и милым

День не кажется унылым.

Солнце светит очень ярко.

Щедро шлёт свои подарки.

Свет, тепло и доброту

Сайгачатам поутру.

Хорошо им рядом с мамой

На зелёной на полянке.

Не тревожьте их покой

Степь ведь их родимый дом.

Ведущий: Ребята, кто живёт в степи рядом с сайгаками?

Дети: Ежи, волки, лисы, суслики и т. д.

Дидактическая игра «Назови детёнышей»

Ведущий: Ребята, сайгачата подрастут немного и будут бегать и прыгать по всей степи. Но закончится тепло, настанет холодная зима. Трудно придётся маленьким сайгачатам. Как вы думаете, ребята, можно ли помочь сайгакам зимой.

Ответы детей.

Ведущий: Жилось сайгакам в эту зиму трудно.

Вздымались космы снега к небесам.

И вот пришли на выручку к ним люди,

Повсюда кипы сена разбросав.

Бескормица косила их, несчастных.

Всю степь сковал, как панцирь, гололёд.

И всем в степи живущим стало ясно:

Сайгак в такую зиму пропадёт.

В сайгаков в эту зиму не стреляли.

Вот так всегда б им люди помогали!

«Помощь» Г. Кукарека.

Ведущий: Сейчас в Калмыкии ведётся работа по спасению и сохранению поголовья сайгаков. Основная масса сайгаков живёт в заповеднике «Чёрные земли». Но даже это иногда не спасает сайгаков. Они становятся добычей людей: охотников, браконьеров, которые охотятся на сайгаков из-за их рогов. Из рогов делают очень дорогое лекарство. Мясо этих животных употребляют в пищу – оно дешёвое и вкусное. Сейчас сайгак занесён в Красную книгу Всемирного союза охраны природы. 2010 год объявлен Годом сайгака.

Дети, как вы думаете, с какой целью это сделано?

Ответы детей: чтобы уберечь сайгаков.

Ведущий: А теперь я предлагаю вам игру «Составь слово».

Дети, рассматривая картинки, лежащие в определённом порядке, называют первые буквы слова, обозначающие предмет на картинке, находит эту букву на столе и выкладывает её. И так, пока не выложат все буквы и не получат слово «сайгак».

Викторина

Кто автор, из какого стихотворения эти слова :

Нужна сайгаку лишь трава степная,

Стада их лёгкие с приходом дня пасутся, никого не утесняя,

И никому обиды не чиня…

(«Смерть сайгака, или Расстрелянное утро» Д. Кугультинов.

В моей силе приказать:

В сайгаков, люди, не стрелять!

(«Что ждёт сайгака» Г. Кукарека.)

И звенел над степью жаворонок:

В добрый путь, наш маленький сайгачонок.

(«Первое утро сайгачонка». Г. Кукарека.)

На кургане стоял, замерев,

Долго слушал в закатном покое.

Как кузнечик на скрипке играл.

Хор лягушек звенел над рекою.

(«Слепой сайгак» Г. Кукарка.)

Ведущий: Что умеет делать сайгак? (прыгать, быстро бегать и т. д.)

Ведущий: Сайгак бегает очень быстро, по ровной непересечённой местности он может бегать со скоростью 80 км.

Танец «Сайгаки» (группа мальчиков).

Ведущий: Ребята! Мы играли, читали стихи, пели песни, танцевали. А теперь давайте посмотрим на этот глобус. Он пытается что-то нам сказать.

(Читает стихотворение Е. Шкловского)

Смотрю на глобус – шар земной

И вдруг вздохнул он как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге степи и леса

Роса на травах как слеза.

Тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил сайгак свой бег :

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги.

Ты, береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Публикации по теме:

«Новогодняя пора». План-конспект занятия по изодеятельности (аппликация) с детьми дошкольного возраста«Новогодняя пора». План-конспект занятия по изодеятельности (аппликация) с детьми дошкольного возраста Цель занятия: закрепить и обобщить знания детей о Празднике (Новый год); развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие,.

Перспективный план по чтению художественной литературы для старшей группы сентябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Комплексное занятие «Ваня, Ванечка, куда ходил?» - потешка. Цель: учить выразительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-литературная композиция «О бедном сайгаке замолвите слово»
Опубликовано: 13 января 2015 в 11:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД