Нина Абушинова
Музыкально-литературная композиция «О бедном сайгаке замолвите слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-литературная композиция
«О бедном сайгаке замолвите слово»
Задачи:
- закреплять и расширять полученные представления о сайгаках, о том, что они нуждаются в защите;
- воспитывать у детей желание охранять родную природу, оказывать ей посильную помощь;
- формировать умения детей через художественное слово, песню, танец выражать своё отношение к животным;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, любознательность, внимательность.
Участники: 1-й ведущий, 2-й ведущий, охотники, Рогаль (сайгак).
Публикация «Музыкально-литературная композиция „О бедном сайгаке замолвите слово“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
Материалы и оборудование:
- дидактические игры «Составь слово», «Найди жилище», «Собери картинку»;
- луки, стрелы, шапочки (сайгаки);
- глобус;
- музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями. ;
- выставка книг, архивного материала, рисунки детей.
Ведущий 1.
В степи далёкой, под высоким небом,
У озера с шуршащим камышом,
Жил-был сайгак… Послушай эту небыль,
Я в старых книжках, мой дружок нашёл
Рассказ о заколдованном сайгаке…
В чём колдовство? Узнаешь, не спеши.
Ведущий 2.
Степь. Озеро. Густые камыши.
А на пригорке, где краснеют маки,
Устав от бега, нежатся сайгаки.
Ведущий 1.
Вожак их, зоркий, опытный Рогаль,
Глядит с пригорка напряжённо вдаль.
Он, как всегда, не спит, не отдыхает,
От бед, напастей стадо охраняет.
Ведущий 2.
Степь, золотясь под солнцем расцветает
И озеро живой водой играет.
Сайгак и суслик, ёжик и орёл –
Здесь каждый радость и покой обрёл.
Звучит музыка.
Ведущий 1. Однажды в этот благодатный край
Забрёл охотник (появляется охотник)
И видит, посреди степи сайгачье стадо
Весело, беспечно пасётся на невыбитой траве.
Охотник: Ого! Вот так подарок мне!
Сейчас я выберу кого-нибудь побольше
И пристрелю (натягивает лук, взводит стрелу и направляет на Рогаля).
Звучит тревожная музыка
Ведущий 2. Но в тот же миг
Пред ним померкнул день.
Глухая ночь глаза ему закрыла (затемнение).
Охотник (кричит испугано) : Откуда эта тень!
Охотник роняет лук, сразу становится светло. Охотник опят хватает лук, направляет стрелу на сайгака. Снова темнота. Охотник бросает на землю лук, становится светло.
Рогаль (сайгак) : Охотник! Мне ослеплять тебя навовсе – жаль,
Но всякий раз, как ты поднимешь руку,
На существо, живущее в степи, я дам тебе суровую науку.
Охотник: Я понял всё!
Не надо, не спеши! (убегает).
Ведущий 1. В родной хотон охотник наш примчался
И о великом чуде рассказал,
И стар и млад над ним смеялся,
Кто болтуном, кто трусом называл.
Голоса: «Болтун», «Трус», «Такого не бывает!», «Чушь».
Охотник: Ах, так! Вы мне не верите! Не надо!
Но я готов дорогу показать до стада,
Попробуйте-ка сами пострелять.
Ведущий 2. Нашлись в хотоне смелые мужчины
Охотники. Давай веди нас, а не то.
Звучит музыка
Охотники подходят к озеру, видят стадо, охотники поднимают луки (затемнение).
Охотники: О-о-о! Верни нам свет,
Не обращай нас в пыль.
Охотник: Бросайте луки, стрелы, колчаны!
Я ж говорил вам, глупые бараны!
Охотники бросают луки, появляется свет.
Рогаль: Я охраняю здешнюю природу
И эти травы, землю, воду.
Уберегу от зла и воровства!
Не поднимайте руки на живое.
Оставьте этот благодатный край!
Охотники: Прости, Рогаль нас, мы уходим! (уходят).
Ведущий 1. Ребята, вы посмотрели небольшую сценку из поэмы, которую написал Эрдни Эльдышев – наш калмыцкий писатель. О чём она?
Ответы детей.
Ведущий 2. Несколько десятков лет назад сайгаков в стране было около миллиона, а теперь их осталось очень мало. В Калмыкии – где-то 17-18 тысяч. А ведь сайгак – ровесник мамонта. Ребята, как вы думаете, почему сайгаков осталось так мало?
Ответы детей (отстреливают, нападают волки в голодные и холодные зимы, страдают от нехватки кормов)
Ребёнок Степной сайгак Калмыкии
Прошу тебя, живи!
Всему живому подари,
Свет чистоты души!
Ведущий 1. Я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку» (сайгак).
Ребё нок: Вышли сайги из пыльного мрака,
Только мало из них рогалей…
Если взял ты на мушку сайгак,
Значит целишь ты в душу степей.
Оборвёшь бег стремительной жизни,
И увидится смерть наяву.
Кровь горячая яростно брызнет,
Окропит молодую траву.
Ведущий 2. Сайгак у нас в Калмыкии живёт давно, а вот где он живёт, вы нам сейчас скажете и покажете.
Загадка: Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Суховей здесь любит петь
И зовётся это… степь.
Ведущий 1. А теперь вам нужно выполнить следующее задание – выбрать для каждого животного (медведь, мышь, сайгак) картину (на картинах изображены лес, степь, поле, которая больше всего подходит для жизни этого животного.
Да, ребята, степи – единственное место для сайгака. Сайгаку здесь всё по душе, всё ему здесь любо. Есть такая пословица «Степь без сайгака – как калмыцкий чай без молока».
Ведущий 2. В мае у сайгаков появляются маленькие сайгачата.
Ребё нок: Встал, шатаясь, на тростинках-ножках,
А затем пошёл за мамой вслед
Осторожно, очень осторожно.
И с улыбкою глядела степь.
Как её дитя, её надежда
Выходило в трудный жизни путь …
И весна своим дыханьем свежим
Наполняло сайгачонку грудь.
И звенел над степью жаворонок:
«В добрый путь, наш милый сайгачонок!»
«Первое утро сайгачонка» Г. Кукарка.
Ребёнок. Сайгачонок-малыщ!
Что ж ты, бедненький дрожишь?
Выходи из-за кустов,
Прогоню я всех волков.
Дам тебе я пирога,
Дам я травки и воды.
Ты не бойся, выходи!
Приходи ко мне домой,
Будем мы дружить с тобой!
«Сайгачонок» А. Волошкина.
Ребё нок: Словно маленьких ребят
Берегите сайгачат.
Если ранен сайгачонок,
Выбился он из силёнок,
Мать в просторах потерял,
Заберите в тёплый дом,
Напоите молочком.
От собак оберегайте,
Со двора не выпускайте.
А когда он подрастёт, -
Пусть в родную степь уйдёт!.
«Сайгачонок на руках» Г. Кукарека.
Песня «Сайгачата»
Ребё нок: На поляне сайгачата
Разыгрались как ребята.
Им, таким смешным и милым
День не кажется унылым.
Солнце светит очень ярко.
Щедро шлёт свои подарки.
Свет, тепло и доброту
Сайгачатам поутру.
Хорошо им рядом с мамой
На зелёной на полянке.
Не тревожьте их покой
Степь ведь их родимый дом.
Ведущий: Ребята, кто живёт в степи рядом с сайгаками?
Дети: Ежи, волки, лисы, суслики и т. д.
Дидактическая игра «Назови детёнышей»
Ведущий: Ребята, сайгачата подрастут немного и будут бегать и прыгать по всей степи. Но закончится тепло, настанет холодная зима. Трудно придётся маленьким сайгачатам. Как вы думаете, ребята, можно ли помочь сайгакам зимой.
Ответы детей.
Ведущий: Жилось сайгакам в эту зиму трудно.
Вздымались космы снега к небесам.
И вот пришли на выручку к ним люди,
Повсюда кипы сена разбросав.
Бескормица косила их, несчастных.
Всю степь сковал, как панцирь, гололёд.
И всем в степи живущим стало ясно:
Сайгак в такую зиму пропадёт.
В сайгаков в эту зиму не стреляли.
Вот так всегда б им люди помогали!
«Помощь» Г. Кукарека.
Ведущий: Сейчас в Калмыкии ведётся работа по спасению и сохранению поголовья сайгаков. Основная масса сайгаков живёт в заповеднике «Чёрные земли». Но даже это иногда не спасает сайгаков. Они становятся добычей людей: охотников, браконьеров, которые охотятся на сайгаков из-за их рогов. Из рогов делают очень дорогое лекарство. Мясо этих животных употребляют в пищу – оно дешёвое и вкусное. Сейчас сайгак занесён в Красную книгу Всемирного союза охраны природы. 2010 год объявлен Годом сайгака.
Дети, как вы думаете, с какой целью это сделано?
Ответы детей: чтобы уберечь сайгаков.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам игру «Составь слово».
Дети, рассматривая картинки, лежащие в определённом порядке, называют первые буквы слова, обозначающие предмет на картинке, находит эту букву на столе и выкладывает её. И так, пока не выложат все буквы и не получат слово «сайгак».
Викторина
Кто автор, из какого стихотворения эти слова :
Нужна сайгаку лишь трава степная,
Стада их лёгкие с приходом дня пасутся, никого не утесняя,
И никому обиды не чиня…
(«Смерть сайгака, или Расстрелянное утро» Д. Кугультинов.
В моей силе приказать:
В сайгаков, люди, не стрелять!
(«Что ждёт сайгака» Г. Кукарека.)
И звенел над степью жаворонок:
В добрый путь, наш маленький сайгачонок.
(«Первое утро сайгачонка». Г. Кукарека.)
На кургане стоял, замерев,
Долго слушал в закатном покое.
Как кузнечик на скрипке играл.
Хор лягушек звенел над рекою.
(«Слепой сайгак» Г. Кукарка.)
Ведущий: Что умеет делать сайгак? (прыгать, быстро бегать и т. д.)
Ведущий: Сайгак бегает очень быстро, по ровной непересечённой местности он может бегать со скоростью 80 км.
Танец «Сайгаки» (группа мальчиков).
Ведущий: Ребята! Мы играли, читали стихи, пели песни, танцевали. А теперь давайте посмотрим на этот глобус. Он пытается что-то нам сказать.
(Читает стихотворение Е. Шкловского)
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге степи и леса
Роса на травах как слеза.
Тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил сайгак свой бег :
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты, береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»