МААМ-картинки

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

олеся макарова
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

Музыкально-оздоровительная работа в МДОУ № 4

понятие, цели, задачи

Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а так же отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих МДОУ.

Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах

Понятие «здоровьесберегающих технологий» прочно вошло в образовательную систему начиная с дошкольных образовательных учреждений.

«Здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровье воспитанников.

«Здоровьесберегающие технологии» в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является здоровье человека и свободное развитие личности. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дельнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий. Гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Музыкально-оздоровительная работа МДОУ № 4 – это организованный педагогический процесс направленный на развитие музыкальных. Творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Цель здоровьесберегающих технологий:

организовать музыкально-оздоровительную работу МДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление физического и психического здоровья;

формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

Образовательные:

развивать музыкальные творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

формировать начала музыкальной культуры;

создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармонической, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные:

формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, своей семье, сверстникам, к самому себе;

воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города. Создавать положительную основу для воспитания патриотического чувства.

Оздоровительные:

сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье;

с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);

формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Организация здоровьтесберегающего пространства МДОУ № 4

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в МДОУ № 4 созданы все необходимые условия в музыкальном и физкультурном залах, групповых комнатах и всех территории ДОУ.

Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья

Помещения Процессы Участники

1 2 3

Музыкальный зал Утренняя гимнастика.

Музыкальные занятия.

Индивидуальные занятия.

Праздники, досуги, развлечения. Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Групповая комната Самостоятельная музыкальная деятельность в музыкальных уголка.

Индивидуальная работа с детьми. Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Физкультурный зал Утренняя музыкальная разминка.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Музыкально-спортивные праздники и развлечения. Дети, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель

Территория МДОУ Праздники. Развлечения, музыкально-физкультурные праздники, спортивные праздники и развлечения. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Помещения МДОУ оснащаются оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.

Гигиенические требования к музыкальному залу :

• в МДОУ № 4 есть просторный светлый музыкальный зал для занятий и проведения праздничных утренников, детских спектаклей и развлечений и т. д. ;

• полы в зале тёплые, гладкие, не скользкие, плотно пригнанные, без щелей и дефектов;

• стены музыкального зала гладкие и имеют невоспламеняемую отделку светлых тонов, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию;

музыкальный зал достаточно освещён, в зимнее время утеплён радиаторами со съёмными деревянными решётками;

• помещение регулярно проветривается в отсутствие детей, тщательно убирается дважды в день влажным способом.

Система музыкально-оздоровительной работы в МДОУ предполагает использование в музыкальных занятиях следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все наши музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия состоящие из звуков мажорной гаммы. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.

2. «Без дыхания – нет жизни»

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Воздушная струя, попадая на голосовые связки, приводит их в движение, порождая звук.

У детей с нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха не равномерные. Некоторые дети дышат прерывисто и не умеют управлять своим дыханием. Задача педагога – научить ребёнка правильно дышать. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:

• укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

• формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох и длинный выдох);

• развитие продолжительного выдоха.

Для дыхательных упражнений в своей работе использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть как паровоз) и раздаточный материал (пёрышки, снежинки, бабочки и т. д.).

Правильное дыхание приводит к повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваемости детей.

Вокалотерапия

Пение для детей с нарушением речи является учебным и лечебным средством.

С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация в с вою очередь влияющая на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов, исправить ряд речевых недостатков, таких как невнятное произношение, «проглатывание» окончаний слов.

Голос – это своеобразный индикатор здоровье. Самое главное на занятиях – это бережное отношение к голосу ребёнка.

Я учу петь детей свободно и легко, без напряжения и крика. В результате голос детей развивается и укрепляется. Особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание.

Игротерапия

(пальчиковые игры, речевые игры с музыкальными инструментами, речевые игры со звучащими жестами)

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Музыкальные игры имеют большое значение в развитии детей. С их помощью можно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи. Игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, развитию координации движений, быстроты реакции, ловкость.

Пальчиковые игры

Существует прямая связь между движением рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учётом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающихся. Аккомпанирую таким играм на фортепьяно, на металлофоне, включаю в музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов.

Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр простые – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерным и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств в музыке. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек и самодельных «шуршалок», «звенелок», «скрепелок». Тексты, подбираемые для речевых игр, простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминаемые детьми. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяю обыгрыванию различных слогов звукоподражаний словам, понятных только детям («цынцы-брынцы», «трух-тух-тух», «рики-таки», «ой-чки-чки-чки»). Простота выбранного текста позволяет уделить больше времени не на его заучивание а на развитие ритма, дикции. Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному восприятия.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Игровой массаж

Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? «Погладь мне спинку» - это произносит каждый ребёнок. Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, лёгким, печени, легким, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, ритмодекламируются, музыка просто звучит фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Использование игрового массажа М. Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, организует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Музыкотерапия

В лечебных целях музыку при меняют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало. В ней заложена широчайшая возможность общения. Я использую классическую, народную, музыку современных композиторов в целях музыкальной терапии на занятиях. Для того чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Активная форма слушания музыки – с просмотром репродукций и стихотворной формой. Для релаксации которую я включаю в конце занятия дети слушают музыку лёжа на ковриках.

Танцетерапия

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения, танцы формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движение и танец кроме того помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. При выборе танца важен правильный подбор музыкальной литературы. Я использую музыкальные произведения, с ярко выраженными характерными частями, настраивающими детей на определённые движения, с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки, а так же с заданиями на развитие ориентировки в пространстве.

Сказкотерапия

Сказкотарапия – универсальная методика, объединяющая в себе возможности терапевтические, обучающие и развивающие. Сама по себе она не заменяет систематического обучения или обращения к специалисту при разрешении возможных проблем, но является эффективным методом содействия гармоническому развитию и сохранения душевного здоровья и воспитания.

Преимущество технологии в том, что:

• через анализ, придуманной ребёнком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей;

• находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребёнок и педагог эмоционально защищены, возрастает доверие ребёнка к взрослому;

• в процессе занятий ребёнок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет;

• сказкой можно передать ребёнку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

На музыкальных занятиях используются следующие приё мы:

• сказка, предваряющая слушание музыки или пения;

• сказка, иллюстрированная музыкой. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть не сложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности;

• драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.

Улыбкотерапия

Если увидишь лицо без улыбки,

улыбнись сам

Здоровье детей станет крепче от моей улыбки, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворно. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Физкультурно-оздоровительная работа в группе» Тема: физкультурно- оздоровительная работа в группе, нетрадиционное рисование. Цель: познакомить родителей с работой, которая ведется в.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Летняя оздоровительная работа с детьми Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно.

Летняя оздоровительная работа в подготовительной к школе группе «Фантазёры»Летняя оздоровительная работа в подготовительной к школе группе «Фантазёры» Фотоотчёт по летне-оздоровительной работе в подготовительной к школе группе «Фантазёры». Воспитатель Караваева С. В. МДОУ № 15 г. Тейково.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Оздоровительная работа с родителями «Здоровый малыш — здоровая семья» (фотоотчет)Оздоровительная работа с родителями «Здоровый малыш — здоровая семья» (фотоотчет) Оздоровительная работа в группе проводиться не только с детьми, но и с родителями. Родители принимают активное участие в жизни группы. В.

Оздоровительная работа в младшей группеОздоровительная работа в младшей группе В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология загрязненность.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 2На зарядку – становись!Физическое воспитание дошкольников.

Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период»Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период» Выступление на родительском собрании. "Физкультурно- оздоровительная работа в адаптационный период" Всем Физкульт- привет! Вот и начался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
Опубликовано: 19 января 2022 в 14:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД