Лучший педагог года

Музыкально-тематическое занятие в старшей группе «Чудо-инструмент фортепиано!»

Марина Сопотова
Музыкально-тематическое занятие в старшей группе «Чудо-инструмент фортепиано!»

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (старшая группа)

«Чудо-инструмент фортепиано"

(муз. руководитель Сопотова М. А.)

Цель: расширение представлений детей о средствах музыкальной выразительности через знакомство с музыкальными инструментами; формирование музыкального вкуса и музыкальной культуры дошкольников.

Публикация «Музыкально-тематическое занятие в старшей группе „Чудо-инструмент фортепиано!“» размещена в разделах

Программное содержание:

Знакомство с историей создания музыкального инструмента – фортепиано и его устройством.

Знакомство с начальными понятиями нотной грамоты.

Развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и ладового слуха дошкольников.

Закрепление приобретённых навыков игры на ручных колокольчиках.

Создание мотивации к элементарному музицированию; воспитание желания игры в ансамбле.

Создание эмоционально-положительной атмосферы в детском коллективе.

Материал и оборудование: набор карточек с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальные инструменты (ручные колокольчики разных цветов); пособие к музыкально-дидактической игре «Лесенка»; фланелеграф.

Музыкальный репертуар :

1. «Вальс» Н. Леви

2. «Кулачки и ладошки», лат. нар. мел.

3. «Коло», укр. нар. мел.

4. «Медведь» А. Ребикова

5. «Полечка» Д. Кабалевского

6. «Полька» Е. Сироткина

7. «Осень» А. Арутюнова

8. «Песенка про ноты» Ж. Металлиди

Ход занятия

Дети свободно заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель предлагает детям поздороваться и напевает фразу «Здравствуйте, ребята!» (по восходящему трезвучию C dur). Дети отвечают фразой «Здравствуйте!» (по восходящему трезвучию). Затем приветствие повторяется, но по нисходящему трезвучию.

Педагог предлагает детям присесть на стульчики, расставленные полукругом (в 2 ряда) около пианино.

М. Р. : Ребята, мы с вами уже не раз говорили о том, что нас повсюду окружает музыка.

Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает из сада…

Чуткая музыка всюду живёт- только прислушаться надо.

Звонко струится ручей, падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!

(В. Семернин)

А мы с вами тоже можем создать музыку, например, своими ладошками

(отбивает ритмический рисунок хлопками в ладоши).

Или своими ножками (отстукивает ритм ногами).

Но всё-таки для появления музыки нужен какой-либо инструмент.

Мы с вами уже знаем, что все музыкальные инструменты можно

разделить на 4 группы. Давайте вспомним, какие?

Дети называют группы инструментов : Струнные, ударные, духовые, клавишные.

Проводится игра «Четвёртый лишний»

М. Р. : (показывает на пианино). Кто назовёт этот инструмент?

Дети отвечают. Музыкальный руководитель поправляет при необходимости, корректирует ответы детей.

М. Р. : Да, совершенно верно, это фортепиано – необыкновенный инструмент. Это клавишно- струнный инструмент, созданный много лет назад. Он может звучать громко –forte, и тихо – piano, поэтому сначала он и назывался пианофорте, но спустя некоторое время название изменилось, и инструмент стал называться фортепиано, или пианино. Звучание этого инструмента очень красивое. Вот, послушайте…

Исполняется «Вальс», муз. Н. Леви

М. Р. : Ребята, а к какой группе музыкальных инструментов можно отнести фортепиано?

(Ответы детей) А хотите посмотреть, как выглядит этот инструмент

изнутри? (Ответы детей). Тогда давайте его «разденем!»

Музыкальный руководитель снимает деки с инструмента и показывает детям, как выглядит пианино внутри. После чего наигрывает некоторые музыкальные фрагменты, чтобы дети могли видеть работу колков, молоточков и струн во время игры. Педагог объясняет детям, что фортепиано может звучать по-разному: громко и тихо, низким и высоким звуком, весело и грустно.

М. Р. : Посмотрите, сколько клавиш у фортепиано,- их ровно 88 штук, белых и чёрных. Всё вместе это называется – клавиатура.

Но названий нот всего 7: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Если все эти ноты стоят в ряд, идут друг за другом, то это называется гамма. Самая первая и главная гамма, которая есть у музыкантов, называется До мажор. Вот послушайте, как она звучит.

Педагог поёт гамму До мажор вверх и вниз. После чего спрашивает у детей, какая по настроению (по ладу) эта гамма – грустная или весёлая, закрепляя таким образом ладотонический слух дошкольников.

Затем педагог предлагает детям спеть гамму До мажор вместе (сначала на слог «ля», потом на слог «ду»). Дети вместе со взрослым заучивают названия нот в гамме До мажор. (Используется пособие к музыкально-дидактической игре «Лесенка»).

М. Р. : А вот послушайте, какая есть песенка про эту гамму.

Звучит фонограмма «Песни про ноты» Ж. Металлиди (Каплунова И. М. «Оркестр в д/с» №1-11). Муз. руководитель поёт эту песню и подыгрывает себе на металлофоне припев (гамму До мажор). Затем педагог показывает детям ручные колокольчики разного цвета (3 набора, акцентируя внимание детей на том, что колокольчик определённого цвета соответствует звучанию нот (в гамме До мажор).

После этого педагог раздаёт всем детям по колокольчику и предлагает помочь сыграть гамму До мажор (дети выполняют задание сначала под фортепианное сопровождение, а затем под фонограмму «Гамма До мажор» (Каплунова И. М. «Оркестр в д/с» № 1 – 2).

При исполнении этого задания используется мнемосхема «Гамма До мажор».

Муз. руководитель предлагает разные варианты игры, меняя ритм исполнения (/ / /; // // //; /// /// ///)

С окончанием игры педагог хвалит детей за старание и удачное исполнение гаммы До мажор.

Затем педагог снова «одевает» пианино, закрывая деками открытые части.

М. Р. : Фортепиано не очень любит раздеваться и показывать, что спрятано у него внутри. Но сегодня, для вас этот инструмент «разделся», потому что видит, что вы очень любознательные и музыкальные дети. Я надеюсь, что вы теперь хорошо усвоили, как устроен этот инструмент. И, может быть, кто-то из вас, вскоре захочет научиться играть на этом замечательном инструменте. А для этого необходимо пойти в музыкальную школу!

А в заключении нашего занятия давайте с вами раскрасим нарисованную клавиатуру пианино радужными цветами.

Дети раскрашивают клавиши по соответствующим цветам мнемосхемы (7 цветов радуги)

М. Р. : Давайте послушаем ещё раз, как красиво может

звучать этот инструмент - фортепиано!

Звучит фонограмма «Вальса» Ф. Шопена

Публикации по теме:

Тематическое занятие по физическому развитию в старшей группе «Один день из жизни солдата»Тематическое занятие по физическому развитию в старшей группе «Один день из жизни солдата» Ход: Под марш дети входят в зал и строятся. Инструктор: Здравствуйте ребята! На защиту Родины В дождь и снегопад, Каждый день выходит.

Фотоотчет «Рябиновые мотивы» Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группеФотоотчет «Рябиновые мотивы» Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группе Приобщение детей к миру народной культуры через музыкальный фольклор, прививать любовь к родному краю, природе, одна из приоритетных задач.

Интегрированное музыкально-изобразительное занятие «Зелёный урок» в старшей группе Цель: Создание условия для Комплексного развития музыкальности, создание условий для музыкально творческой работы с различными образами,.

Фотоотчет НОД «Инструмент для письма» в старшей группеФотоотчет НОД «Инструмент для письма» в старшей группе Цель: Ознакомить детей с историей инструмента письменности Задачи: 1. Ознакомить детей с историей инструмента письма с угля с костра до современной.

Музыкально-дидактическая игра для дошкольников «Узнай, какой инструмент звучит»Музыкально-дидактическая игра для дошкольников «Узнай, какой инструмент звучит» Предлагаю вниманию коллег музыкально-игровое пособие "Узнай, какой инструмент звучит" и варианты его использования в работе с дошкольниками.

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Любимый музыкальный инструмент» Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет : «Любимый музыкальный инструмент» 1. Упражнение.

Музыкально-тематическое занятие «Как ребята солнечных зайчиков выручали»Музыкально-тематическое занятие «Как ребята солнечных зайчиков выручали» С использованием авторского текста и презентации. М. р. Здравствуйте! Ребята, это вы принесли в зал воздушный шарик? (ответы) Когда я выходила,.

Музыкально-тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» (подготовительная группа) Видео Цель • развитие личностной активности детей через синтез музыки, движения, речи и образного мышления. Задачи Образовательные • Рассказать.

Тематическое интегрированное занятие по физическому развитию «Путаница на ферме» в старшей группеТематическое интегрированное занятие по физическому развитию «Путаница на ферме» в старшей группе Тематическое интегрированное занятие по физическому развитию «Путаница на ферме» в старшей группе Цель: Сохранение и укрепление здоровья.

Тематическое занятие в старшей группе «23 февраля»Тематическое занятие в старшей группе «23 февраля» Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ход занятия: Дети заходят в зал под музыку, садятся на стульчики Ребенок 1:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-тематическое занятие в старшей группе «Чудо-инструмент фортепиано!»
Опубликовано: 5 мая 2023 в 16:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД