Елена Киселева
Музыкально-тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» (подготовительная группа) Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
• развитие личностной активности детей через синтез музыки, движения, речи и образного мышления.
Задачи
Образовательные
• Рассказать детям о композиторе П. И. Чайковском, поэте А. С. Пушкине, художнике И. Левитане.
• Закрепить умение различать части произведения, различных по характеру.
Воспиательные
• Вызывать эмоциональный отклик на произведения печального, грустного характера.
Развивающие
• Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, стихотворения, картины.
Публикация «Музыкально-тематическое занятие „Прогулка в осенний лес“ (подготовительная группа) Видео» размещена в разделах
- Видео
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• Развивать и закреплять умение координировать слово с движением, развивать мелкую моторику, чувство ритма в сочетании с музыкой
Оздоровительные
• Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
• Формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок, песен.
Образовательные области:
1 Социально-коммуникативное развитие
2 Познавательное развитие
3 Речевое развитие
4 Художественно-эстетическое развитие
5 Физическое развитие
Виды деятельности: 1 Игровая (подвижные игры, пальчиковые игры)
2 Двигательная (подвижная игры, игровые ситуации, игровые
упражнения, музыкально-ритмические движения)
3 Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, логоритмика)
4 Познавательная (просмотр репродукций, портретов)
5 Восприятие художественной литературы (чтение стихотворений)
6 Музыкальная (слушание, импровизация, исполнение,пение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество)
Оборудование: портрет П. И. Чайковского, А. С. Пушкина, И. И. Левитана, шумовые русские народные муз. инструменты, репродукции картин, CD-проигрыватель, фортепиано, сухие осенние листья деревьев, сладкое лакомство (вафли домашние, бумажные осенние листья для танца, оформление зала под лес (елки, осинки, березки, листья, птички и т. д.)
Правила для педагога:
• Всегда называть детей по имени.
• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул.
• Слушать, что говорит вам ребенок, и отвечать ему.
• Если пообещал детям, что что-то сделаешь для них позднее, не забудь сделать это.
• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.
• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Муз. рук: Посмотрите что у меня в коробке? Дети- желтые листья!
Ребята, а почему они желтые? Какое время года у нас сейчас за окном?
Дети отвечают - осень. (диалог развивается с инициативой детей)
Муз. рук:
А какие признаки осени вы знаете?
Дети отвечают:
Стало холоднее, листья желтеют, солнце светит, но не греет, птицы улетают на юг.
Муз. рук: Правильно.
Осенью уже не такое жаркое солнышко; чаще идет дождь; небо то синее, то серое; птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме. На улице холодно, люди тепло одеваются. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и тихо опадают на землю, устилая её разноцветным ковром. Когда идёшь по нему, сухие листья шелестят (запомните это слово). Шелестеть, шуршать – значит издавать особый тихий звук. (демонстрирует коробку наполненную сухими осенними листьями деревьев, сжимает листья, издавая шелест)
Дети повторяют: Шелестят, шуршат осенние листья.
Муз. рук: Ребята, представьте, что мы очутились в осеннем лесу.
Пение, распевание
Сейчас мы исполним распевку -
логоритмическу попевку «Ши,Шо,Шу,Ша
. (на звуках G ,E)
Ши-ши-ши-ши тише, миша, не шуми
Шо-шо-шо-шо, как в лесу нам хорошо
Шу-шу-шу-шу, я листьями шуршу
Ша-ша-ша-ша, мы нашли в лесу ежа
http://dreamsets.com/ Веселая логоритмика «Конфетки»
И мы с вами попробуем прогуляться по осеннему лесу, выполняя скользящий шаг и произнося звук «Ш-Ш-Ш».
Дети выполняют скользящий шаг, свободно двигаясь по всему залу и произносят звук «Ш-Ш-Ш» под музыку Штейбельт «Адажио»
II. Основная часть:
Муз. рук: Ребята, что за музыка звучала? Какое настроение выражено в ней? Какой характер музыки?
Д е т и. Музыка грустная, печальная и т. д.
Муз. рук:
Правильно, музыка спокойная, мягкая, задумчивая. Осень бывает разная. Вот деревья разукрашиваются желтыми и красными красками. Они переливаются на солнце. Лес становится сказочно-красивым. Это золотая осень. (диалог может развиваться)
Но вскоре листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будут лить дожди. Как грустно прощаться с летом, видеть, что природа увядает!
У художника — краски, у поэта — слово, у композитора – звуки. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзывается в душе тоской и печалью, а солнечный, тёплый — рождает светлую радость.
А сейчас послушаем, как с помощью музыки великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский передает красоту осенней природы. (портрет П. И. Чайковского, демонстрация грампластинки «Времена года»-пример из прошлого, сейчас используют CD)
Слушание: Звучит "Осенняя песнь" П. И. Чайковского из цикла "Времена года".http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/59446/episode_id/1200739/video_id/1183516/]Осенняя песнь П. Чайковский
Осень в России — самое выразительное время года. Красота осенних красок радует глаз. Просто очей очарованье!
Осень очень любил А. С. Пушкин (великий русский поэт)
Он писал: "И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод".
В своих стихах поэт описал красоту русской осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
В этом стихотворении есть трудные слова. Например, слово пора, это русское слово означает время.
Багрец, или багрянец – этими старинными словами называли тёмно-красный цвет – багряный, багровый.
А какие вы знаете стихотворения про осень? Дети по желанию читают несколько строк.
Когда поэт и композитор объединяют свои творения, получается - Песня. Мы с вами разучили песню «Дождик». Она какого характера? Дети отвечают: веселая, шутливая. Для поднятия настроения в хмурый, дождливый осенний день, мы споем песенку «Дождик»
Песенное творчество:
Пение песни «Дождик» сл. Н. Соловьевой, муз. М. Парцхаладзе.
Кап-кап, тук-тук-тук Дети стучат пальчиком правой руки по левой ладошке
По стеклу раздался стук.
Это дождик по утру
Разбудил всю детвору.
Кап-кап, дон-дон-дон
Капли начали трезвон.
Если выйдите гулять
Не забудьте зонтик взять Имитируют движение «Зонтик»- держим ручку зонта (левая рука, правая рука над головой.
Кап-кап, кап-кап-кап
У дождя весёлый нрав.
Завтра утром мы опять Шагают на месте
Под дождём пойдём гулять
Муз. Рук
Осень вдохновляла и русских художников на создание замечательных картин. Особенно ярко красота этого времени года раскрывается вдали от города – в лесу, на берегу реки, среди бескрайних полей.
Осень стала одной из главных тем в творчестве замечательного художника Исаака Левитана. Его осенние картины светятся яркими красками. Осень на них ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Маленькая лесная дорога зовёт за собой в лес, где ещё цветут последние цветы, пахнет травой и сухими листьями, и от земли идёт последнее тепло. Глядя на эти картины, хочется раствориться в этой нежной красоте и гармонии.
И. Левитан. Золотая Осень.
Муз. рук:
Посмотрите еще на одну
картину русского художника С. Кожина Русская охота
. Что вы на ней видите?
Дети: лошадей, охотников, осенний лес.
Муз. рук. : Как и художники мы с вами сейчас нарисуем картинку, только музыкальную.
Музыкально- ритмические движения:
Упражнение на развитие чувства ритма -
Игра «Лошадки»
(по выбору подвижная рус. нар. мелодия,2-х частная форма)
Группа детей (по желанию детей) на ксилофоне и ложках изображают цокот копыт (восьмыми длительностями, вторая группа на бубенцах и пандейрах имитируют бубенчики (четвертями) в 1 предложении, третья группа играет на барабане или топает ногой и произносит «Но-о-о» на первую долю в 1 и 3 такте во 2 предложении.
Муз. рук: Молодцы!Здорово плучилось. А сейчас мы с вами немного повеселимся, нарисуем картину своими пальчикам?
Музыкально-ритмические движения (пальчиковая гимнастика):
"У жирафа"
Цель: развитие мелкой моторики и развитие речевого аппарата, координации слова и движения «У жирафа» Е. Железнова
Задача упражнения: выполнять движения под музыку
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными
пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными
пальцами дотрагиваемся до
соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шерсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы
разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными
пальцами дотрагиваемся
до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами
ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными
пальцами дотрагиваемся до
соответствующих частей тела.
http://www.baby.ru/blogs/post/16323957/
III Заключительная часть
Танцевально - игровое творчество:
Подвижная игра «Спят ли волки»
сл. Введенский А. (Музыка с мамой. Железнова)http://www.m-w-m.ru/customcd
Цель: умение различать музыку по характеру «Быстро и медленно», развитие активности детей через синтез музыки, движения и речи.
1 «Спят ли волки? –Спят, спят. Спят ли пчелки?–Спят, спят. А все дети, все на свете?-спят, спят, спят» (колыбельная)- дети имитируют сон (кладут ладошки к щечке, закрывают глазки, могут лечь на пол,
2 «Только паровоз пыхтит, и гудит и стучит. И по рельсам он бежит, он бежит, он бежит»(быстрая часть)- дети бегут по кругу, имитирую руками движение колес).
3. Спят ли птички?-спят, спят. А лисички?-спят, спят, спят. А все дети, все на свете?-спят, спят, спят».(спят)
4. Только я и паровоз, мы не спим, мы не спим. И летит до самых звезд к небу дым, к небу дым, дым. (бегут)
Муз. рук. :
Замечателно. Посмотрите, как закружило листву на нашей полянке? И мы станцуем танец «Осенних листочков»?
Дети исполняют
Танец с осенними листочками
.(по усмотрению муз. рук. или хореографа)
(мы исполняли под музыку Л. В. Бетховена "Лунная соната")
Цель: развитие эмоциональной активности детей через синтез музыки, движения.
Муз. рук. : Вам понравилось путешествие в осенний лес? Посмотрите, наши листочки превратились в лакомство (вафли в коробке вместо листьев, так как осень это волшебная пора. Ну а нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!