Марина Гусева
Музыкальное занятие для детей 6–7 лет «Зимние приметы в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие в подготовительной группе (интегрированное, тематическое) 2018 г.
Тема: «Зимние приметы в музыке».
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Задачи:
Публикация «Музыкальное занятие для детей 6–7 лет „Зимние приметы в музыке“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• Расширение и закрепление знаний об образах зимы; обобщение и воплощение образов через звуки, пластическое интонирование, музыку, картины природы, танец.
• Формирование основ музыкальной культуры. Закрепление понятий о форме музыкального произведения, музыкальных жанрах, видах танцев (польки, вальса, пляски).
• Развитие и закрепление словарного запаса детей, умения высказывать свое мнение об образах в произведении.
• Развитие эмоциональной активности детей.
• Совершенствование умения детей по всем видам музыкальной деятельности.
• Развитие музыкальных способностей, музыкального слуха детей (динамического, ритмического, тембрового).
На занятии использованы методы музыкального образования :
Метод пластического интонирования;
Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное, словесное, цветовое уподобление);
Метод размышления о музыке;
Метод создания композиций;
Метод моделирования художественно-творческого процесса (беседа о музыке перед прослушиванием);
Метод контрастного сопоставления в пределах одного жанра (одного настроения, с похожими названиями).
Виды музыкально-творческой деятельности :
Музыкальная импровизация «танцующие руки» («Вальс» музыка А. Грибоедова).
Песенная импровизация («Разговор с эхо»).
Цветовое восприятие характера звучания музыки («Вальс» музыка Г. Свиридова). Детям предлагается выбрать свой цвет к музыке и показать на цветном шарике.
Танцевальная импровизация с музыкальными инструментами и танцевальными атрибутами на определение вида танца и выражения его характера в движении (контрастное сопоставление).
Импровизация с красками – «Метель в музыке» (домашнее задание).
Дидактическое обеспечение занятия :
Музыкальные инструменты и атрибуты для танцевальной импровизации (ложки, трещотки, платочки, колокольчики, ленты, шарфики цветные, тамбурины).
Музыкально-дидактическая игра : «Определи форму музыкального произведения»
«Цветные шарики».
«Разноцветный мячик».
«Музыкальные палочки».
Портреты композиторов.
Мультимедийное сопровождение (слайды зимнего леса, домика в лесу и др.).
План занятия по таблице
Этапы занятия в соответствии с художественно-педагогическим замыслом Задачи занятия, реализуемые на этом этапе Методы музыкального образования - используемые Виды деятельности Музыкальный материал, используемый на занятии
1. Первый этап. Вход в зал. Вступительная часть. Упражнение на развитие слуха и голоса Настроить детей на занятие в доброй, непринужденной обстановке.
Развитие голоса и ладового слуха Пение (упражнение на развитие голоса и слуха) Упражнение на развитие слуха «Добрый день»
2. Музыкально-ритмические движения Развивать музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки, ее метроритмом. Развивать пластику движений, координацию, выразительность. Определять жанры музыкального произведения. Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательный). Музыкально-ритмические движения (упражнения) Ходьба («Спортивный марш») музыка В. Соловьева – Седого, хороводный и дробный шаг («Ах ты, береза» р. н. п.). Поскоки и боковой галоп («Полька» музыка И. Дунаевского). Ходьба с хлопками на сильную долю («Физкульт-ура» музыка Ю. Чичкова).
3. Звуковая картина Разогрев голосового аппарата, оздоровительное воздействие Метод пластического интонирования (продолжительность две минуты) Пропевание интервалов (кварта, секста, упражнения на развитие слуха (динамического звуковысотного).
4. Двигательная импровизация Развивать музыкальное мышление, творческое воображение, способность к импровизации при восприятии музыки Метод пластического интонирования Музыкально-ритмические движения (этюд) Музыкальная импровизация «Танцующие руки» («Вальс» музыка А. Грибоедова).
5. Упражнение Развивать голос и слух (ладовый, звуковысотный динамический) Пение (упражнение на развитие голоса и слуха) Упражнение на развитие голоса и слуха «Музыкальное эхо» музыка М. Андреевой
6. Песенное творчество Развивать музыкальное мышление, творческое воображение, способность к песенной импровизации с небольшой поддержкой мелодии на фортепиано Песенное творчество (импровизация) «Разговор с эхо»
7. Музыкально-дидактическая игра Развитие ритмического слуха Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое эхо»
8. Второй этап.
Слушание Развивать умение слушать, чувствовать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказываться о характере музыки. Развивать цветовое восприятие музыки, умение различать части музыкального произведения (форму)
Метод уподобления характеру звучания музыки (цветовое, словесное). Метод размышления о музыке (перед прослушиванием). Метод моделирования художественно-творческого процесса (после прослушивания) Слушание «Вальс» музыка Г. Свиридова, «Итальянская полька» музыка С. Рахманинова,
9. Танцевальное творчество Развивать пластику движений, координацию, выразительность, способность к импровизации под данную мелодию с использованием атрибутов и музыкальных инструментов Метод создания композиций. Метод контрастного сопоставления в пределах одного жанра. Метод перспективы (возвращение к прослушанным жанрам) Танцевально-игровое творчество «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс» А. Грибоедова, «Ах ты, береза» (р. м. п.)
10. Третий этап.
Пение (упражнение на развитие голоса и слуха) Развитие голоса и ладового слуха. Работа над звукообразованием (артикуляцией) Метод пластического интонирования Пение (упражнения) «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз», Пение на одном звуке: «ди, де, да, до, ду» с повышением по полутонам
11. Пение Работа над песней: пропевание мелодической линии с дирижерским жестом педагога; пропевание скачков мелодии; развитие певческих навыков (дыхания, звукообразования, дикции, артикуляции) Пение «Моя Россия» музыка Г. Струве
12. Четвертый этап (кульминация занятия).
Музыкально-ритмические движения (пляска) Развитие творческого исполнительства на последнем этапе разучивания пляски. Развитие коммуникативных качеств детей при взаимодействии в паре Метод уподобления характеру звучания музыки (моторно-двигательное) Музыкально-ритмические движения (пляска) «Снежный вальс» (авторская композиция под песню «Еду к миленькой (группа «На-На)»
13. Заключительная часть занятия Подвести итог : попросить детей назвать музыкальное произведение, которое слушали на занятии и отмечали синим (голубым, серым, белым) цветами. Попросить нарисовать дома картинку «Метель в музыке» и принести в Д/с. Изобразительная импровизация
Здоровьесберегающие технологии
Кинез-терапия (упражнения на напряжение и расслабление – «Танцующие руки»);
Музыкотерапия (вокало-терапия);
Развитие дыхания, активные гласные «а», «о», вибрирующие звуки «р-р-р», массаж диафрагмы «ф! ф!» («Звуковая картина»);
Релаксация «с-с-с».
Дыхательная гимнастика (упражнения «Свеча», «Носики»).
Ход занятия.
Дети входят в зал без музыки.
Музыкальный руководитель (М. р.) :
Ребята, какие вы сегодня нарядные, красивые. Расправьте плечики, встаньте прямо. Давайте поздороваемся пением.
Музыкальная игра «Добрый день»
(Развитие ладового слуха)
М. р. : А сейчас мы будем весело двигаться под музыку. Слушайте музыку, она все подскажет.
Музыкально-ритмические движения :
Ходьба («Спортивный марш музыка В. Соловьева-Седого).
Хороводный и дробный шаг («Пчелочка златая» р. н. м.).
Поскоки и боковой галоп (»Полька» музыка Н. Дунаевского).
Ходьба с хлопками на сильную долю («Физкульт – ура!» музыка Ю. Чичкова).
М. р. : Ребята, какое сейчас время года? Послушайте, как об этой прекрасной поре пишут поэты:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один темнеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
/А. С. Пушкин/
Звуковая картина
М. р. : Давайте представим, что мы в зимнем лесу. Вдохнем аромат свежего зимнего воздуха! Подышим носиками. Вдох-выдох (3-4 раза короткие активные вдохи и выдохи).
Дыхательное упражнение «Носики»
А теперь сделаем ветерок. Вдохнем и подуем на ладошку, воздух надо выпускать медленно.
Дыхательное упражнение «Свеча»
Вдруг подул легкий ветерок «С-с-с-с-с». Он дует то сильнее, то тише с < > (повторить 2 раза). Деревья закачались «А».
Звуковая волна /показ рукой/
(скачек вверх-вниз на квинту, сексту)
Динамика переходит с пиано на форте.
Вот и филин на суку нам кричит. «У-У! У-У!» (скачек на кварту от пиано к форте, сопровождать движением рук).
Ворона прилетела и каркнула во все воронье горло: «Каррр! Каррр! Каррр!». Даже зайка испугался и по лесу он помчался! Остановился, отдышался: «Ффф! Ффф! Ффф!»
Положите руку на диафрагму и почувствуйте, как здесь все напрягается «Ффф! Ффф! Ффф!»
Опять стало тихо в лесу, и подул легкий ветерок: «С-с-с-с-с» /расслабление/.
Давайте представим, что наши руки превратились в легкие зимние ветерки, которые кружат падающие снежинки, в причудливом зимнем танце. Вытянули вперед руки, напрягли их. А теперь расслабили и потанцуем руками под музыку, пофантазируем.
Упражнение «Снежинки» (Кинез-терапия.)
Музыкальная импровизация «Танцующие руки»
(«Вальс», музыка А. Грибоедова)
Варианты движений:
Руки вперед – верх – в стороны – вниз плавно;
Встречные махи вверх-вниз;
«Птицы» : руки в стороны или скрестив перед собой и др.
Воспитатель: «Молодцы! Мне очень понравились ваши фантазии! Ребята, а в лесу живет эхо. Оно отзывается на звук голоса».
М. р. : «Голос поет громко. Как называется громкое звучание в музыке? /Форте/. А тихое звучание в музыке как называется? / (Пиано). Давайте поиграем. Я буду петь, а вы будете отзываться, как эхо.
Упражнение на развитие голоса и слуха:
«Музыкальное эхо» музыка М. Андреевой
«А теперь давайте познакомимся с эхо, кто желает?»
Песенная импровизация «Разговор с эхо»
Варианты песенного диалога:
• Эхо, отзовись – ответ…
• Давайте познакомимся…
• Давай с тобой играть…
• Ау! Ау!
• Как в лесу красиво…
Снег пушистый белый
Дышится легко…
Белка пробежала…
Зайка проскакал…
Я слепил снеговика…
Я хожу на лыжах…
Мы по лесу гуляли,
Зайку мы видали…
• До свидания, Эхо…
• Мне пора домой… и др.
Воспитатель за ширмой стучит палочками.
М. р. : «А это кто стучит в лесу? /Дятел/. Давайте повторим его стук. Вон сколько палочек под пенечком лежит, берите их и слушайте (индивидуальные задания и совместное постукивание).
Игра «Ритмическое эхо»
М. р: Молодцы, ребята, положите веточки на место.
А теперь представим, что в нашем зимнем лесу начинается метель. Мы с вами нашли домик лесника и укрылись в нем (давайте отдохнем). А метель, то усиливается, то затихает.
«Метель гудит,
В трубе шумит.
Очень страшно одному,
А метель все «У-у-у»,
Да «У-у-у».
Как вы думаете, ребята, какой характер в музыке может быть у метели? (Какой может быть музыка метели).
Варианты ответов:
Быстрая;
Легкая;
Стремительная;
Порывистая;
Вьюжная;
Волшебная;
Тревожная;
Взволнованная;
Метельная;
Торопливая;
Беспокойная.
Сейчас мы послушаем музыкальное произведение композитора Г. Свиридова (вам знаком этот портрет, посмотрите еще раз на него). Мы послушаем «Вальс» Г. Свиридова, в котором показан образ метели. Давайте представим, как метель кружится в своем танце и проверим правильно ли мы определили характер музыки до ее прослушивания. А еще определим, сколько частей в этом произведении (есть ли похожие части, чем они отличаются). Сели поудобнее, слушаем (звучит произведение Г. Свиридова).
– Ребята, как вы думаете, правильно ли мы определили, какой будет музыка до ее прослушивания?
– Дети. Да.
– А теперь возьмите карточки и покажите, сколько частей в музыке!
– Три.
– А есть ли похожие части? (Какие).
– 1-я и 3-я части.
– Какая в них музыка?
– Быстрая, летящая, тревожная, порывистая.
– А во 2-ой части, какая музыка?
– Более спокойная, тихая, не такая тревожная и порывистая, метель стала тише.
Подумайте, каким цветом можно нарисовать музыку 1-й и 3-й части, а каким 2-ю часть. кто хочет сказать, поднимите руку.
Дети 1-й и 3-й части обозначают серым (синим, фиолетовым цветами, потому что музыка тревожна, беспокойная, снежная, взволнованная. А музыку 2-й части – голубым, белым цветами, т. к. музыка спокойная, светлая, тихая.
А чтоб вы еще лучше запомнили этот вальс, девочки танцевального кружка исполнят вам танец под эту музыку.
«Танец с белыми шарфами»
(авторская композиция, музыка Г. Свиридова)
А сейчас я вам сыграю знакомое музыкальное произведение. Внимательно его послушайте и определите название, композитора и сколько частей в произведении (дети показывают на карточках, сколько частей в музыкальном произведении).
«Итальянская полька» музыка С. Рахманинова
М. р. : Ребята, в домике лесника, где мы сейчас находимся, на столике разложены музыкальные шумовые инструменты и атрибуты для танцев. Как вы думаете, для чего они здесь разложены? (Ответ детей : Чтобы к музыке мы выбрали нужный инструмент и атрибут). Кто хочет подобрать инструмент или атрибут к танцу и выразить характер музыки в движении, определив вид танца (полька, вальс, пляска).
«Танцевальная импровизация»
«Вальс» муз. А. Грибоедова (шарфы, ленты, колокольчик, треугольник); «Ах ты, береза» (р. н. п.) – (ложки, платочки, трещотки); «Итальянская полька» муз. С. Рахманинова.
Вопросы:
– Почему ты выбрал этот атрибут (инструмент?
– Потому, что это вальс, плавный танец, под него удобно танцевать с шарфиком (колокольчиком, треугольником).
А сейчас мы поиграем нашими губками. Споем на одном звуке: ди, де, да, до, ду.
Упражнение на развитие голоса и музыкального слуха
«Споем на одном звуке»
(с повышением по полутонам).
А теперь по лесенке пойдем.
Упражнение на развитие голоса и слуха
«Лесенка»
(с повышением по полутонам)
М. р. : Как называется наша Родина, ребята? (Россия).
Как же хороша наша Родина Россия! Она хороша и зимой, и летом; осенью, весной, как красивы ее лесе, поля. Вот и в нашей песенке поется о красоте нашей Родины. Я сыграю вступление, а вы вспомните, как эта песня называется.
А вот и наша песенка. Как она называется (играть вступление). Работа над песней: пропевание мелодической линии с дирижерским жестом педагога, пропевание скачков мелодии. Исполнение с аккомпанементом.
«Моя Россия» муз. Г. Струве
А сейчас у нас будут выступать солисты, как в концертном зале. Кто хочет быть солистом? Воспитатель вызывает детей, назначают, кто поет 1-й, кто 2-й куплет, говорит, что на следующем занятии будут другие дети солистами. Давайте поаплодируем солистам.
А метель все кружится и поет за окном. Давайте и мы закружимся в снежном танце вместе с метелью под музыку вальса. Мальчики, приглашайте свою подружку на вальс.
«Снежный вальс» (Запись).
Молодцы! Не забыли поблагодарить друг друга за танец. Вы сегодня старались. Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Как хорошо мы сегодня фантазировали. Какое мы сегодня музыкальное произведение слушали и подбирали цвет к музыке? («Вальс» муз. Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»). Нарисуйте дома картинку «Метель в музыке» и принесите свои рисунки в детский сад. Мы рассмотрим ваши рисунки и еще раз поговорим о музыке и послушаем ее. До свидания ребята.
Подготовила Гусева М. А Февраль 2018