Получи документы

Конспект музыкального занятия «Я родом из Донского края»

Светлана Беликова
Конспект музыкального занятия «Я родом из Донского края»

Ход занятия.

(под музыку «Донские казаки» выходят дети, казак и казачка держат каравай с солью).

Дети: - Здорово дневали хозяйка!- (кланяются).

Муз. рук. – Слава богу гости дорогие! (кланяется)

Казачка (девочка) : На донщине моей

Рады встретить всех гостей!

Ой, гости милые, заходите,

Хлеб- соль от нас примите!

Ой, да слово доброе скажите!

Казак (мальчик) : Свое слово ласковое нам

От родной донской земли

Мы поклон вам принесли!

(подают каравай с солью ведущему, низко кланяются)

Публикация «Конспект музыкального занятия „Я родом из Донского края“» размещена в разделах

Муз рук: Отдых- это не безделки, время игр и новостей

Начинаем посиделки для любезных для гостей.

Мир, вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Встречу теплую такую я готовила для вас

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши

Ведь когда-то посиделки были праздником души.

Муз. рук: Занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.

Мы живем в большой и дружной стране- Россия. Наш Донской край-часть нашей Родины. И

Сегодня наше занятие посвящено малому уголку нашей родины

Донской край! Жемчужина Юга России!

Прозрачные акварельные степи,

Синие излуки донских берегов,

Золотые пшеничные поля.

Край вольнолюбивых, мужественных,

Сердечных и гостеприимных людей.

Муз рук: А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети: Казаки свободные, вольные люди.

Муз. рук: Где жили казаки?

Дети: Казаки жили в близи рек.

Муз. рук: Какая главная река в нашем Донском крае?

Дети: Река называется Дон-Батюшка.

По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

По берегам реки расположены села, города.

Муз. рук: А чем занимались казаки?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Муз. рук: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?

Дети: Они назывались курень.

Муз. рук: Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее железом. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом.

В 19 веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой.

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах- полочки, заполненные различной кухонной утварью.

В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу- постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие- шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.

Муз. рук: Дорогие гости, чтобы нам лучше понять друг друга, мы хотим вас познакомить с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.

Игра «Забытые слова».

(дети под музыку идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий тоже. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него).

Ребенок: -Слово ты говори.

Муз рук: По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: Тютина.

При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!».

Игра продолжается со словами :

Командир-атаман,

Очень- дюже,

Полотенце-рушник,

Дом –курень,

Говорят- гуторят,

Отец – батя,

Хозяйственный двор – баз,

Компот – узвар,

Плетка –нагайка,

Кувшин – глэчик,

Лук – цибуля,

Дыня – кавун

Муз рук: Замечательно, ребята, вспомнили забытые слова.

Ребята, казаки не только занимались хозяйством, строили дома, они еще очень любили свою Родину и защищали ее от врагов. А чтобы защищать свою родину каким должен быть казак?

Ответы детей.

Муз рук: Правильно, смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость – все эти качества присущи казакам.

- Какое самое главное оружие у казаков?

Дети: Шашка, даже есть такая поговорка- Шашка подруга казака.

Муз. рук: Давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, что вы можете сказать о ней?

Дети: Холодная, железная, тяжелая.

Муз. рук: Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т. Учились этому с детства, есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировка. Запомните это новое для вас слово.

Просмотр видеоролика «Фланкировка».

Муз. рук: Ребята, какое вы еще знаете оружие казаков?

Дети: Нагайка –это конская плеть.

Муз. рук: Молодцы, посмотрите у меня в руках настоящая нагайка. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

«Передай нагайку».

(дети стоят в кругу, по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: «Стоп! В руках ребенка у которого оказалась нагайка отвечает на вопрос)

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.

-Как называется казачья шапка? - Папаха.

- Лучший друг казака? - Конь.

- Любимое угощение казачат? – пряник.

-Кто поет своим детям колыбельные песни? Мать-казачка.

Муз. рук: Какие вы молодцы, давайте вспомним кто был верным другом казака?

Верно, это конь.

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак сам голодает, но коня накормит.

Муз. рук: Каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется –Джигитовка. Давайте с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.

Просмотр видеоролика «Джигитовка».

Муз. рук: Ребята, запомните это новое для вас слово-джигитовка, а мы с вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников.

Физ минутка:

Кто шагает дружно вряд,

Посмотри, посмотри. (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки

Кто за казаком идет (ходьба на месте)

В поводу, в поводу

То коня казак ведет

Под узду, под узду (на носочках)

Скачет резво конь лихой, (скачут)

С седоком, с седоком

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком,

Будем мы с моим конем,

На границе стоять,

Нашу землю от врагов (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)

Охранять, охранять.

Муз. рук: Идем присаживаемся, а еще казаки народ музыкальный. Они любят повеселиться, попеть, поплясать как дома во время семейных торжеств и праздников, так и во время военных походов, в часы недолгого отдыха. Не один праздник не обходился без музыкальных инструментов. Сейчас я хочу познакомить вас с инструментом,о котором вы еще не слышали.

Самым древним струнным инструментом у казаков считалась донская лира, по-местному –рыле, или гудок, получивший название от звучащей струны баска. Играли на лире обычно двое- рылешник, он же песенник, и помощник, который поддерживал лиру и подголашивал, вторил, помогал. Во время игры рылешник левой рукой нажимал клавиши, а правой вертел рукоятку, приводившую в движение колесико, которое терлось о струны, вызывая резкий, немного гнусавый звук.

Слушание: «Звуки донской лиры».

Муз. рук: В качестве музыкальных инструментов с успехом использовались свистульки, жужалки, погремушки. На Дону традиционно любили звон колокольчиков и бубенчиков. Их прикрепляли к детской погремушке, бубну, гармошке, к дуге и уздечке лошади. Звон бубенцов нес радость и оберегал от напастей.

- Дон без песни, что виноградная лоза без грозди.

- Казачьи песни наши слушать- что мед ложкой кушать!

- Давайте споем песню про несокрушимый дух казака.

Песня «Казачата».

Муз рук: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть,

Выходите, собирайтесь,

Да в веселый пляс пускайтесь,

Каблучками чок-чок-чок

Нам станцуйте казачок.

Танец «Варенька».

Обсуждение занятия с детьми.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Птицы нашего края» " ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ" ЦЕЛЬ: - обобщать знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни; - продолжать закреплять знания о природе;.

Конспект занятия «История родного края» Обоснование необходимости разработки и внедрения программы. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект занятия-тренинга с родителями «Мы родом из детства» Цель: • привлекать родителей к активному участию в воспитании ребенка; • актуализировать впечатления родителей о детских годах; • вербализовать.

Консультация о промыслах Донского края Дон - это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. Этим во многом обусловлено.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Презентация для детей среднего и старшего возраста «Первоцветы Донского края» Еще не успел растаять снег, а уже поднимают свои яркие цветки к весеннему солнышку первоцветы. Цветущие ранней весной первоцветы, составляют.

Конспект занятия «Птицы Курского края»Конспект занятия «Птицы Курского края» 14 марта дети посетили городской музей с целью ознакомления с перелетными и зимующими птицами нашего края. Им рассказывали о жизни птиц.

Конспект занятия «Птицы нашего края» Программное содержание: Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности,.

Проект «Животный и растительный мир Донского края» Животный и растительный мир Донского края. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный.

Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Я родом из Донского края»
Опубликовано: 15 августа 2019 в 14:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД