Приложение МААМ

Конспект занятия «История родного края»

Исакина Ольга
Конспект занятия «История родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Публикация «Конспект занятия „История родного края“» размещена в разделах

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Объект изучения – история Брянской области.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».

Авторы: В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова (История родного края).

Реализация курса «История родного края» в 3 классе будет осуществляться через:

факультативный курс в рамках внеурочной деятельности в размере 34 часов с использованием учебного пособия «История родного края»

Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить историю родного края.

Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В. Н. Лупоядова и Л. Ю. Лупоядовой «История родного края», рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.

Цели курса

• Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

• Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.

• Воспитывать любовь к своей малой родине.

• Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.

• Пробудить познавательный интерес к истории родного края.

• Знакомство учащихся с историческим наследием региона.

Задачи

• Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

• Развитие любознательности и желания получать знания.

• Формирование положительного отношения к окружающему миру.

• Научить учащихся пользоваться научной литературой.

• Учить любить историю своего края.

• Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

• .Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.

Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края» :

- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;

- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;

- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Основные направления работы по программе

Познавательно-исследовательское: подготовка исследовательских рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах.

Духовно-творческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.

Просветительское: проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов, газет;

Природоохранное: посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).

Туристско-оздоровительное

Методы и формы работы

Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.

На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т. д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.

Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :

• любить историю своего края.

• рассказывать о том как жили наши предки,

• иметь преставление о достопримечательностях нашего края,

• знать символы области, историю своего имени.

Регулятивные универсальные учебные действия

• Принимать и сохранять учебную задачу;

• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

• Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• Оценивать правильность выполнения действия;

• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• Вести диалог;

• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

• Формулировать собственное мнение и позицию;

• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• Задавать вопросы;

• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные универсальные учебные действия

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия.

- объяснять что связывает тебя с малой родиной.

Контроль и оценка планируемых результатов

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

• 1 уровень – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.

• 2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

• 3 уровень - получение учащимися опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.

Только в самостоятельном общественном действии, в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки). В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

• стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся

текущий:

- прогностический, т. е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-рефлексивный, обращённый на ориентировочную основу, план действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- творческие работы;

- коллективные творческие дела

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения знаний ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках завершения программы планируется создание тематической газеты и открытое мероприятие.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях : живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу «История родного края» являются данные, которые учитель заносит в таблицы в начале и в конце года, прослеживая динамику духовно-нравственного развития детей.

Предполагаемый результат

1. Формирование личности, знающей историю родного края.

2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.

3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Брянский край» («ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»)

История – наука о прошлом человечества.

История времени

Линия времени. Единицы измерения времени в представлении людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие). Летоисчисление. Римский календарь. Григорианский календарь. Летоисчисление в Древней Руси. Древнерусский календарь.

Типы исторических источников : вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки, письменные (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, надписи на камне, металле, кости и других материалах и предметах, устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады). Чашин курган – колыбель города Брянска.

Археология — “наука лопаты”. Великий ученый и археолог Генрих Шлиман. От собирателя к ученому: коллекции, первый российский музей при Петре I — Кунсткамера. Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы фараонов). Археологические памятники Брянской области.

Человек на нашей планете. Когда появился первый человек? Как жил первобытный человек: природа и животный мир, окружающие его; где и как селились, их жилища (стоянки первобытных людей в вашей местности). Занятия : собирательство, охота, рыбная ловля, одежда, орудия труда, посуда, утварь.

Письменность — совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи. Загадочные и незнакомые письмена: нити с узелками, примитивные рисунки и наскальные изображения (писаницы и петроглифы, “предметное письмо”, египетское письмо (Розетский камень, Франсуа Шампильон, иероглифы, папирус, клинопись. Создание алфавита: финикийского, греческого, латинского. Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки — Кирилл и Мефодий, письмо на бересте, былины, летописи, “Слово о полку Игореве”. Книгопечатание: появление бумаги, изобретение машины для печатания, великий книгопечатник Иван Федоров.

Геральдика — наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб — это язык, на котором говорят рыцари и города, короли и государства. Герольды. “Путешествие” по средневековому замку и городу. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская геральдика. История символики России (флаг, герб, гимн). Символы Брянского края.

Генеалогия — изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. “Древо человеческой жизни” : источники, генеалогии. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба. Краткая родословная князей Трубецких.

Антропонимика — раздел науки ономастики, изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Календарные имена. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям, основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.

Топонимика — наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена — свидетели прошлого. История Брянска в их названиях.

Откуда пошла Русь. Древние славяне: природа, окружающая людей; занятия, жилища, семья, быт, одежда. Язычество — верования древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную — духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. Славянские племена. Соседи древних славян.

Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении, их устройство.

Откуда пошла Русь. Первые русский князья.

Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие). Род Рюриковичей.

Древний город. Древние города Брянского края.

Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.

Брянский край при Петре I

Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

Брянская область сегодня.

Тематическое планирование по курсу

«Брянский край» («История родного края»)

№ п/п Название раздела, темы урока Кол-во часов

1. О чем рассказывает наука история 1

2. История времени. Календарь Древней Руси 2

3. Исторические источники. Чашин курган колыбель города Брянска. 2

4. Археология наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. 3

5. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. 2

6. Геральдика. 1

7. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. 2

8. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. 2

9. Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. 1

10. Имена на карте. Как люди выбирали названия 2

11. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. 3

12. Откуда пошла Русь. Первые русские князья 1

13. Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. 1

14. Древний город. Древние города Брянского края. 1

15. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва. 2

16. Брянский край при Петре I 1

17. Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение. 1

18. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края 2

19. Брянская область сегодня 1

20. Экскурсии в краеведческий (школьный) музей, по историческим местам 2

21. Итоговое занятие. 1

Итого 34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п Тема занятия Количество часов Дата проведения

1 О чём рассказывает наука история. 1 ч

2 История времени 1 ч

3 Календарь Древней Руси 1 ч

4 Исторические источники 1 ч

5 Чашин Курган – колыбель города Брянска 1 ч

6 Археология – наука древностей. 1 ч

7 Виды археологических памятников. Археологические памятники Брянской области 1 ч

8 Как жили древние люди. 1 ч

9 Славянская письменность

Брянские города в русских летописях 1 ч

10 Берестяные грамоты

Буквы славянского алфавита 1 ч

11 Слово о полку Игореве 1 ч

12 Геральдика 1 ч

13 Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. 1 ч

14 Как написан гимн Брянской области 1 ч

15 Моя родословная

Как составить генеалогическое древо 1 ч

16 Краткая родословная князей Трубецких 1 ч

17 Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена 1 ч

18 Имена на карте 1 ч

19 Как люди выбирали названия 1 ч

20 Откуда мы родом 1 ч

21 Славяне на территории Брянского края 1 ч

22 Вщиж. Соседи древних славян 1 ч

23 Откуда пошла Русь. 1 ч

24 Первые русские князья 1 ч

25 Брянское княжество 1 ч

26 Древний город. Древние города Брянской области 1 ч

27 Не посрамим русской земли 1 ч

28 Куликовская битва 1 ч

29 Брянский край при Петре Первом 1 ч

30 Брянский край и Отечественная война 1812 ода 1 ч

31 Брянский край в годы Великой Отечественной войны 1 ч

32 Юные герои Брянского края 1 ч

33 Брянская область сегодня 1 ч

34 Экскурсия в школьный краеведческий музей 1 ч

ИТОГО 34 ч

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Методические рекомендации по преподаванию предметов регионального (национальнорегионального) компонента «Брянский край» : Брянск, БИПКРО, 2012

УЧЕБНИКИ

История родного края : учебное пособие для 3 класса (сост. В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова)Брянск: «Курсив», 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Лупоядова Л. Ю., Лупоядов В. Н., Скатенок Е. В. В гостях у истории. Пособие для учителя. - Брянск: «Курсив», 1997

В рекомендациях определены цели и задачи курса, рассмотрены подходы к структурированию материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование.

Учебное пособие является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края : особенностей культуры, быта и традиций.

Курс предлагается в качестве учебной дисциплины, призванной служить для создания системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и Брянского края в начальной школе.

В пособие включены рекомендации по формам и методам изложения материала учителем, способам и содержанию проверки знаний и умений учащихся. По ряду тем предлагается материал, призванный расширить возможности учителя в выборе средств и форм обучения, оказать помощь в подготовке внеклассных мероприятий.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

1. «Слово о полку Игореве»

2. С. Бородин «Дмитрий Донской».

3. Свод памятников архитектуры Брянской области.

4. Наш край в истории Отечества (сборник)

5. Деснянские древности.

6. Вырезки из газет по краеведению.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Персональный ноутбук «ASER» с принтером «SAMSUNQ»

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран размером

150х150 см

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

Медиаприложение «История и культура родного края» (3-4 класс) ( авторский коллектив: Лупоядов В. Н., Шафранов Ю. Э., Ткачёва Н. Н.) – Брянск.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Медиаприложение является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края : особенностей культуры, быта и традиций.

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Съедобные и несъедобные грибы в лесах родного края» для детей средней группы Цель: Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Задачи: Обучающие – учить.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Знатоки родного края» Тема: «Знатоки родного края» Задачи: 1. Расширять представления детей о природных особенностях родного края, его достопримечательностях.

Конспект НОД «Лучше нет Родного края» Конспект НОД «Лучше нет родного края» старшая группа «Жура, жура, журавель облетел он сто земель Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История родного города» Цель: познакомить детей с историей г. Моздока Задачи: Обучающие: -обогащать и расширять знания детей о достопримечательностях г. Моздока;.

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ТНР «Ознакомление с культурой родного края с использованием ИКТ» .

Конспект занятия «Дикие животные родного края» Тема занятия: «Дикие животные родного края» Образовательные: • расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде.

Конспект занятия «Полезные ископаемые родного края» Имя Большакова Отчество Саргылана Фамилия Васильевна Город Таттинский район село Ытык-Кюель Страна Российская Федерация Республика Саха.

Конспект занятия в старшей группе «Природа родного края» Конспект занятия в старшей группе: «Природа родного края» Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края Администрация городского округа Саранск Департамент по социальной политике Управление образования Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Дикие животные родного края» Цель: Формирование у дошкольников бережного отношения к природе. Закрепить знания детей о жизни диких животных. Развивать связную речь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История родного края»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 19:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «История родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Исакина Ольга (УИ 1887390) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД