Елена Приходько
Музыкальные игры для младшей и средней групп
▼ Скачать + Заказать документы
Младший и средний дошкольный возраст
«Воробушки и кошка»
Цель: Развивать выразительность движений, внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.
Ход игры: Педагог поет песенку, дети подпевают, выполняя движения:
1. В гнезде воробушки живут и утром все встают.
Публикация «Музыкальные игры для младшей и средней групп» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Темочки
Довольно в гнездышках сидеть, пора на солнышко лететь.
Дети-воробушки прячутся за стульчиками. «Просыпаются» и «летают».
Припев:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик на солнышко лететь.
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть.
2. Летите, пташки, погулять, летите зернышки клевать.
Такое вкусное зерно, расти поможет вам оно.
Садятся на корточки и «клюют» пальчиками по полу.
Припев:
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, полезное зерно.
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, поможет нам оно.
3. Будь осторожен, воробей, крадется кошка у дверей.
Чтоб не попасться в лапы ей лети от кошки воробей.
Убегают от кошки, кошка с криком догоняет.
«Дождик»
Цель: Развивать выразительность движений, обогащать двигательный опыт детей, умение согласовывать движения с текстом песни и музыки.
Ход игры: Педагог и дети поют:
Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей.
Брызни в поле пуще, станет травка гуще.
Только нас не замочи, зря в окошко не стучи.
Дети подходят к «дождику», «ловят» ладошками капельки.
В конце песни дети разбегаются от дождика, который султанчиком
пытается коснуться ребят.
«Мишка-лежебока»
Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять жесты в соответствии с текстом песни.
Ход игры: Дети подходят к мишке, поют:
Эй ты, мишка-лежебока (грозят мишке пальчиком)
Спал ты долго и глубоко (кладут руки под щеку)
Чтобы мишку разбудить (потягиваются)
Будем мы в ладоши бить (показывают ладошки).
Звучит любая плясовая мелодия. Дети хлопают в ладоши – мишка не просыпается.
Не дадим мы мишке спать, будем ножками стучать.
Снова звучит плясовая, дети встают и топают ногами – мишка не просыпается.
Ничего не получается – мишка наш не просыпается!
А давайте будем топать и в ладоши дружно хлопать.
Дети под музыку топают и хлопают. Мишка просыпается, рычит:
Кто здесь мишке спать мешает? Кто здесь пляшет, кто играет? Р-р-р…
Дети убегают от мишки.
«Зайчата и лиса»
Вариант 1.
Цель: Развивать эмоции, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.
Ход игры: Дети поют:
1. По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)
Вот какие зайки, зайки-побегайки!
2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки и
Вот какие зайки, зайки-побегайки! «роют» землю)
Педагог:
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)
Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их
догоняет)
Вариант 2.
Ход игры: Лиса садится на пенек и делает вид, что спит. Зайчики становятся вокруг Лисы
поют:
Мы веселые зайчата, любим прыгать и скакать.
Ну-ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!
Зайцы разбегаются, Лиса их ловит. В конце музыки зайцы присаживаются
на корточки. Лиса обращается к зайцам:
Ах, веселые зайчата, я не буду вас пугать!
Выходите побыстрее, будем вместе мы плясать!
Лиса и зайчата вместе пляшут под веселую музыку.
«Лесной оркестр»
Цель: Развивать чувство ритма, умение музицировать на детских музыкальных инструментах.
Ход игры: Есть оркестр в лесу у нас, он сыграет вам сейчас.
Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.
Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.
Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.
Дети играют на бубнах, проговаривая текст.
А лисичка в треугольник – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля.
Нежно, нежно ударяет – дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля!
Дети отбивают на треугольнике сильную долю.
Зайки весело играют, маракасы сотрясают.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча, пляска будет горяча.
Дети играют на маракасах.
«Репка»
Цель: Развивать координацию движений, чувство ритма, умение выразительно выполнять движения в соответствии с текстом песни.
Ход игры: Дети стоят по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит «репка». За кругом – «мышка». Дети, исполняя песню хороводом, идут по кругу. «Репка» растет; «мышка» идет за кругом.
Репка-репонька, расти крепонька,
Ни мала, ни велика, до мышиного хвоста. Да!
С окончанием пения «мышка» ловит «репку». Если «мышка» поймает «репку», обе танцуют под любую народную плясовую, дети хлопают в ладоши.
«Зайка-малыш»
Цель: Развивать эмоции, внимание, выразительность движений, способность координировать движения с музыкой и текстом.
Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре круга сидит ребенок, изображающий спящего зайчика. Дети идут по кругу и поют:
Зайка, зайка, ты малыш, все гуляют, а ты спишь.
Постарайся отгадать, кто тебя зовет плясать.
Дети останавливаются, педагог предлагает ребенку позвать Зайку. Зайка «просыпается» и угадывает, кто его позвал. Если угадал правильно, то ребенок с Зайкой танцуют, дети хлопают в ладоши. Затем дети меняются местами, игра продолжается.
«Сладкий колпачок»
Цель: Формировать навыки самостоятельного исполнения выученных песен и танцев.
Игровой материал: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты – на каждого ребенка.
Ход игры: Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой - забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Педагог предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети выполняют задание, найденное под ним. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.
«День рождения»
Цель: Развивать умения детей различать регистровое звучание и характер музыкальных произведений.
Игровой материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-подарки для Зайчика.
Ход игры. Педагог: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду). Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Послушайте музыку, догадайтесь, кто же первый придет?
Педагог включает музыку или напевает мелодию знакомой детям песенки, дети узнают музыкальный образ, высказываются о характере музыки. После этого появляется игрушка – гость с подарком и дарит его Зайчику. Затем игрушку сажают за стол. Таким образом, последовательно исполняются все произведения и песни. В конце игры педагог предлагает Зайчику подарить песенку или танец. Зайчик всех детей угощает конфетами.
Музыкальный репертуар: «Тяф-тяф» м. В. Герчик, «Что ты хочешь, кошечка?» м. Г. Зингер, «Мишка» м. Т. Бырченко, «Конь» м. Е. Тиличеевой, «Воробей» м. В. Герчик, «Цыплята» м. А. Филиппенко.
«Бабочки»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, побуждать детей передавать в движениях характер музыкального образа.
Ход игры: Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко «летать» по полянке и кружится на месте, помахивая крылышками. Он говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно «летать», а на медленную – кружиться (показывает, как это надо делать). Сначала упражнение выполняется с последовательной сменой звучания быстрой и медленной музыки. Затем педагог говорит, что он будет все время бабочкам загадывать музыкальные загадки: то несколько раз будет играть быстро, то несколько раз медленно. «Бабочки» должны будут эти музыкальные загадки разгадать. В конце предлагается детям-бабочкам потанцевать на полянке под «Вальс» П. И. Чайковского.
«Букеты»
Цель: Развивать у детей умение слышать и различать долгие и короткие звуки.
Игровой материал: бубен или треугольник, цветы небольшого размера: ромашки и васильки (по два на каждого ребенка).
Ход игры: Дети с ромашками в руках стоят в одном конце полянки, дети с васильками – в другом.
Педагог: Сейчас наши цветы будут сначала кивать головками, а потом ходить и бегать по лужайке. Если звуки будут долгие, вот такие (ударяет на бубне или треугольнике, то закивают головками скромные ромашки, а если звуки будут короткие, вот такие (показывает, то заколышутся головки васильков.
В разной последовательности исполняет длинные и короткие удары в бубен или треугольник. Дети, согласно звучанию, покачивают цветами то редко, то часто. Затем педагог предлагает «ромашкам» ходить по полянке, когда будут звучать долгие звуки, затем остановиться. А «василькам» бегать по всей полянке (и между ромашками тоже) на звучание коротких звуков. В конце игры педагог предлагает детям, кто быстрее вернется на свое место, поднимет цветочки вверх, образуя большой букет.
«Кошки и мышки»
Цель: Развивать у детей динамический слух, умение действовать в коллективе.
Игровой материал: металлофон, любая русская народная мелодия, шапочки «кошек», «мышек» по количеству детей, два плоскостных домика разного цвета.
Ход игры: В разных местах комнаты стоят два домика: один – кошек, другой для мышек.
Педагог: Мамы-мышки и мышата живут в синем домике. Мамы-кошки и котята живут в желтом домике. Ночью спят, а днем любят гулять. Но мышки ужасно боятся кошек и поэтому, когда выходят на улицу, то двигаются тихо-тихо. Поэтому и звуки, зовущие мышек гулять, будут тихие. Вот такие (играет). А кошки никого не боятся, поэтому их зовут гулять громкие звуки. Вот такие (играет). Внимательно слушайте, какие звуки будут звучать: если они будут громкими, пойдут «гулять» кошки, если тихими – мышки. Мамы-мышки, мышатам помогайте, далеко от себя не отпускайте, как только музыку кошек услышите, присядьте, мышонка руками прикройте, чтобы кошки вас не увидели и не услышали. А вы, кошки, когда будет звучать музыка мышек, оставайтесь на местах, на мышек поглядывайте, но никого не трогайте. Я много раз музыку играть буду – то громко, то тихо. А когда совсем играть перестану и скажу: «Лови!», - «мышки» должны скорее от «кошек» в свой домик убежать.
«Игра с платочками»
Цель: Развивать у детей реакцию на смену динамических изменений в музыке.
Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.