Светлана Лоренц
Музыкальные игры: «На развитие песенной импровизации»; «Игры по творческому пению»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие несенной импровизации
«Семейка огурцов* Старший дошкольный возраст
Задачи. Учить импровизировать мелодии в разных регистрах в соответствии с образом. Учить импровизировать мелодии на заданный текст, в разных жанрах, соотносить игровой образ с тембром музыкальных инструментов, имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
Публикация «Музыкальные игры: „На развитие песенной импровизации“; „Игры по творческому пению“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Песни. Все материалы на тему песен
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Материал. Шапочки огурцов или картинка с изображением семейки огурцов.
Ход игры
1- й этап: восприятие и подражание (на 1-м
анятии).
Ведущий (показывает шапочки огурцов или артинку с изображением семейки огурцов). Погляди-ка в огород: огурцов семья растёт. Это мама-огурец, это огурец-отец, Рядом с ними молодцы - дед и баба огурцы. А вот этот славный внучек - Шустрый маленький огурчик!
(А. Усачёв) Всяк под листиком живёт, Всяк по-своему поёт.
Послушайте, как я спою добрым, ласковым го- сом песню мамы
Показ голосовой импровизации в среднем "истре, в медленном темпе без аккомпанемента.) Дой голос поднимается то вверх, то вниз, зву- долгие. А теперь вы попробуйте сами спеть : мама-огурчик.
Общее пение совместно со взрослым.)
слышу, как водит голосом Ирочка: вверх, [3. Получается очень красиво. Спой, Ира, для ят. (Сольная импровизация.) А теперь я у услышать ещё чью-нибудь красивую песню. / ети поют все вместе каждый по-своему, а ггог подходит к каждому ребёнку, «подслу-шивает», отмечает отличившихся, предлагает спеть некоторым детям индивидуально.) Индивидуальные импровизации детей. Похвала, коррекция без отрицательных оценок.
1- й этап: разработка, изменение первоначальной мелодии
Ведущий. А теперь скажите, какой у папы голос? (Низкий, мужской.) Поёт папа примерно так.
(Показ импровизации в низком регистре на слог «бу». Совместное импровизирование с детьми.)
А у маленького огурчика какой голос? (Высокий, тонкий, весёлый.) Он поёт свою весёлую песенку.
Импровизация веселой мелодии на слог «ля».
Усложнения (по желанию, на 2-м-З-м занятии или на подгрупповом) :
- подобрать музыкальные инструменты к персонажам и имитировать игру на них (выбрать картинку музыкального инструмента для мамы, спеть, как будто мама-огурчик играет на нём);
- импровизировать песенки персонажей в разных музыкальных жанрах (песенка папы - в жанре марша, песенка мамы - в жанре вальса, песенка сына - в жанре польки).
- импровизировать песенки на разные тексты, например: «Я отец-огурец, вот такой я молодец!», «Я пою, пою, пою эту песенку свою» (мама, «Я похож на папу с мамой, я любимый самый-самый!». Можно предложить придумать свой текст, не обязательно рифмованный.
3-й этап: собственное творчество детей (на 4-м занятии).
Вносятся шапочки персонажей игры, у детей спрашивают, кто чью песенку хочет спеть. Музыкальный руководитель, импровизируя мелодию, поёт зачин. Если ребёнок вызвался на роль, но затрудняется в импровизации, можно предложить ему подсказки из 2-го этапа (выбрать музыкальный инструмент и имитировать игру на нём, спеть песню грустного огурчика под гармонический аккомпанемент и др.).
Данная подробная методика охватывает 3-4 занятия, однако следует сказать, что первый и второй этап проводятся фронтально со всеми де-тьми, тогда как некоторые усложнения и этап собственного творчества могут проводиться вне занятий: в процессе индивидуальной, подгруп- повой работы, на вечере развлечений и т. д.
Методика диагностики песенного творчества
Упражнение «Шарик»
Детям показывают картинки с изображением воздушного шарика - грустного и весёлого. Педагог обращается к каждому ребё нку: «Посмотри, как весело летит шарик по небу, улыбается и поёт песенку. Придумай, как поёт шарик».
Аналогично предлагается придумать, как поёт грустный шарик.
Критерии:
Первый уровень-, ребёнок самостоятельно передаёт настроение персонажа; самостоятельно использует разнообразные звуковысотные и ритмические построения.
Второй уровень-, передаёт настроения и мелодические вариации по подсказке педагога.
Третий уровень-, использует однообразные по- певки из 2-3 звуков и повторяет их.
Авторские методики
Третий уровень-, использует однообразные по- певки из 2-3 звуков и повторяет их.
Авторские методики
Нулевой уровень-, отказывается выполнить задание.
Игры по творческому пению
Зайчик барабанит Младший и средний дошкольный в
Задачи. Учить импровизировать ритм; рисунок в жанре марша, петь тихо и гром: тировать игру на барабане. Развивать дш ский слух.
Ход игры
Музыкальный руководитель берёт игр;- го зайчика, который «играет на барабане ко и тихо. Педагог предлагает детям спеть, рал зайчик.
Рано утром на поляне Громко зайчик барабанит: Бам-бам, барабан! Бам-бам, барабан! Бам-бам! (Импровизация голосом.) В поздний вечер на поляне Тихо зайчик барабанит: Бам-бам, барабан, бам-бам, барабан! Бам-бам! (Импровизация голосом.)
Медведь и зайчик Младший и средний дошкольный возраст
Задачи. Учить соотносить игровой оа звучанием того или иного инструмента, и визировать голосом разной высоты в сс J вии с образом.
Материал. Карточки с изображение* (трубы) и флейты (дудочки, медведя, зай1
Ход игры
Дети рассматривают карточки, характе героев и инструменты: большой (малены-ш лос низкий (высокий). Педагог спрашивает -< ком инструменте будет играть медведь? А з^ й Дул и дул медведь в трубу: бу-бу-бу бу-бу Зайчик весело скакал и на дудочке играл: х- Педагог предлагает спеть песни героев трубе или дудочке.
Шапочка для пальчика Младший дошкольный возраст
Задачи. Учить импровизировать мел од; я соком и низком регистре.
Материал. Комплекты вязаных шапоч* пальчика (голубые, синие) по числу игра: -:>
Ход игры
Решили два братца Пойти прогуляться. Братец шапочку надел Светло-голубую (надевается шапочка н зательный палец,
Тонким голосом запел
Песенку такую : ля-ля-ля. (Импровизация голосам.) Братец в шапочке синей (надевается шапочка на большой палец)
Запел низко и сильно: ля-ля-ля! (Импровизация в жанре марша низким голосом.)
(Е. Гомонова)
Хозяин дома? Младший и средний дошкольный возраст
Задачи. Учить имитировать голосом игру на музыкальных инструментах и мелодии различного характера. Закреплять названия музыкальных инструментов и способы звукоизвлечения.
Материал. Плоскостные изображения музыкальных инструментов (гармонь, дудочка, п-рипка, балалайка).
Ход игры
Один ребенок - покупатель, другой - мастер п: изготовлению музыкальных инструментов и продавец. Между детьми происходит диалог.
- Хозяин дома?
- Дома.
- Гармонь (скрипка, дудочка, балалайка) готова?
- Готова.
- Можно поиграть?
- Пожалуйста!
-Продавец» подаёт «покупателю» инструмент, г: т играет на нём и напевает любую мелодию на
слоги.
Песенки перепутались Старший дошкольный возраст
Задачи. Развивать креативные качества (умение изменять объект). Развивать способность к : I яровизированию, чувство юмора.
Материал. Разрезные картинки к песенкам.
Ход игры
Ведутций рассматривает две картинки и предлагает детям спеть знакомые песенки (например, г7 : кошечку и ёлочку, затем говорит, что песен- «31 перепутались и приставляет мордочку кошечки к нижней части ёлочки.
Песни и варианты сочетаний К :>шечка» (муз. и сл. Е. Гомоновой) - «В лесу ро- ро 1длсь ёлочка» (муз. Л. Бекмана, сл. Р. Кудашевой) Киска, киска, кис-кис-кис, С нами рядышком садись, Убери царапки в мягонькие лапки. л Киска, киска, кис-кис-кис,
нами рядышком садись. : имой и летом стройная, зелёная была, с В лесу родилась ёлочка, в лесу она
росла. Убери царапки в мягонькие лапки.
«Заинька» (муз. Ан. Александрова) - «Паровоз» (муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской)
а) Заинька-зайка, маленький зайка,
Он вагоны повёз, будто настоящий.
б) Паровоз, паровоз, новенький, блестящий,
Длинные ушки, быстрые ножки.
«Мишка» (муз. и сл. Е. Гомоновой) - «Петушок» (рус. нар. попевка).
а) Топ-топ, топ-топ, мишка из лесу идёт.
Масляна головушка, шёлкова бородушка.
б) Петушок, петушок, золотой гребешок.
На пенёк садись и за ложку берись.
Три медведя Средний и старший дошкольный возраст
Задачи. Развивать умение импровизировать разным тембром голоса в зависимости от персонажа, от жанра музыки. Учить соотносить игро-вой образ с тембром музыкальных инструментов.
Материал. Шапочки медведей (медведя, медведицы и медвежонка). Карточки с изображением музыкальных инструментов (туба, флейта, труба, контрабас, виолончель, скрипка).
Ход игры
Детям предлагается выбрать игровой образ, надеть шапочки. Под пение взрослого дети ходят как медведи, затем импровизируют мелодии.
Во бору, во лесу три медведя жили,
Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут, сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: ля-ля-ля.
Мама нежно песню пела: ля-ля-ля.
А Мишутка-медвежонок звонко песню запевал
Да малину доедал: ля-ля-ля.
Усложнения:
- предложить детям выбрать инструмент, который подходит для характеристики их героя;
Е. Гомонова • Развитие креативности у дошкольников
предложить спеть песню медведя в жанре марша, медведицы - в жанре вальса, медвежонка - в жанре польки
Сочннялкн Старший дошкольный возраст
Задачи. Учить создавать творческий продукт (песню или мелодию) по замыслу.
Материал. Карточки-подсказки (цветок, бабочка, солнышко, пиктограммы, снежинка, мяч, сюжетные знакомые картинки и т. д.) - они лежат за ширмой.
Ход игры
Педагог читает стихотворение : «Можем спеть про всё на свете: Как резвятся, пляшут дети, Как зимою снег идёт, Как в саду цветок растёт, Как козёл ест лист капустный, Как нам радостно и грустно, Спеть про солнышко, и дождик, И про пуговицу тоже - Мы про всё, что захотим, Тотчас песню сочиним!»
(Е. Гомонова) Проводится беседа (о чём может быть песенка, о чём детям хотелось бы придумать свою песенку). Детям, затрудняющимся в выборе темы,
предлагается пройти за ширму и взять карточку- подсказку.
Снег, снег.
Старший дошкольный возраст
Задачи. Учить подбирать образные определения, укладывать слова в ритм музыки. Развивать основы стихотворного творчества.
Ход игры
Педагог исполняет «Польку» М. Глинки и говорит, что ему хочется на эту музыку придумать песенку про снег. Играет и во время исполнения тактов 2, 4, б, 8 пропевает: «Снег, снег!» Предлагает детям придумать остальные слова.
Подбирают прилагательные к слову «снег» : белый, пушистый, мягкий, холодный, серебристый, искристый, блестящий и т. д. Подбирают по два слова в строку в ритм музыке :
Белый, холодный снег, снег!
Мягкий, пушистый снег, снег!
И серебристый снег, снег, снег!
Добрый, весёлый снег, снег!
Источник:
Гомонова Елена Анатольевна
«Творческие игры по пению», журнал «Музыкальный руководитель» NN 2, 3 2013 г.