Анна Чумаченко
Музыкальный вечер. посвященный творчеству Э. Грига
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный вечер, посвященный творчеству Э. Грига.
Цели: ознакомить с творчеством Э. Грига; развивать музыкальную отзывчивость на музыку, учить понимать настроения, передаваемые музыкой; развивать творческое воображение.
Оборудование: портрет Э. Грига, репродукции с видами горных пещер, бурного моря, троллей.
Публикация «Музыкальный вечер, посвященный творчеству Э, Грига» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
Ход мероприятия.
Ведущий. Ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой норвежского композитора Эдварда Грига. Вся жизнь этого музыканта была связана с Норвегией, далекой северной страной, в которой он родился и жил. С самого детства маленький Эдвард любовался красотой родной природы. Он на всю жизнь сохранил свои впечатления и впоследствии выразил их в музыке. Мы с вами уже слушали на занятиях некоторые его произведения – «Утро» (звучит отрывок пьесы «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»). Мы представляем себе раннее утро, восход солнца освещает редкими лучами вершины гор, верхушки деревьев, до нас доносится наигрыш пастушьей свирели, и мы видим вдалеке стада, идущие по склонам гор. Давайте послушаем эту чудесную музыку и почувствуем ее настроение – безмятежное, задушевное. (Дети слушают пьесу целиком, в записи).
Много лет Э. Григ провел в местечке Трольхаугене – это название Григ придумал сам. Оно звучит как «холм троллей». Это красивое место : величественные скалы со снежными вершинами, за которыми к вечеру медленно скрывается солнце; живописные холмы и луга. Все это придавало композитору вдохновение для написания музыки.
Сейчас я хочу познакомить вас с норвежской сказкой «Почему вода в морях стала соленая». Музыка из произведений Э. Грига.
Давно. давно, много лет тому назад вода в морях была несоленая. Соль была очень дорогая. И бедные люди ели все без соли.
Соль находилась в глубоких пещерах, которые охраняли маленькие человечки – тролли. (Дети рассматривают репродукции с видом горной пещеры и троллей).
В одной деревне на берегу моря жили – были два брата. Старший был богатый и очень жадный, а младший, Эйвин, был бедный и очень добрый.
Как – то раз проснулся Эйвин и увидел, что все его запасы кончились и ему совсем нечего есть. Пошел он к старшему брату и попросил у него в долг продуктов. Старший брат разозлился, разворчался. Но дал бедняку с тем, что тот ему отработает. Возвратился Эйвин домой, приготовил ужин и позвал бедняков из своей деревни, чтобы накормить их. Затем они стали плясать. Послушайте мелодию танца, который называется «Халлинг». (Дети слушают пьесу в исполнении музыкального руководителя). Мы можем представить себе эту пляску. Музыка сначала звучит не очень громко, как будто бедняки начинают нехотя танец. Но постепенно он их увлекает. Музыка становится громче, слышны акценты – танец увлекает всех, а к концу люди устали,танцуют все медленнее, музыка замедляется.
Плясали они до тех пор. Пока не пошел дождь, а у Эйвина крыша была дырявая, и гостям пришлось разойтись по домам. На следующее утро пошел Эйвин к старшему брату. Тот послал его за солью. «Иди ищи, а без соли не возвращайся».
Пошел младший брат. Труден был путь! Приходилось перелезать через высокие скалы, переплывать через бурные реки, но Эйвин был очень храбрый и ничего не боялся. Послушайте пьесу,которая называется «В горах». В ней вы услышите и представите себе путь Эйвина через горы. Он то поднимается на вершину, то вновь спускается вниз, перебирается через быструю горную реку. (Дети слушают пьесу).
Он все шел, шел и пришел к большой пещере, вырубленной в скале, В пещере ходила и ворчала страшная старуха с длинным носом. «Здравствуй, бабушка, - сказал Эйвин, - что ты сердишься?»
- Да вот огонь не разжигается в очаге, сейчас вернутся хозяева, а огня нет.
-Давай, бабушка, я тебе помогу.
Разжег Эйвин огонь, а старуха ему говорит: «Хороший ты человек, вот придут мои хозяева, попроси у них ручную мельничку, что стоит в углу».
Услышал Эйвин вдалеке легкие шаги, видит: идут маленькие человечки с длинными бородами, в высоких колпаках и несут зажженные фонарики. Приглашаю вас заглянуть туда. Вы слышите, музыка сначала звучит будто издалека: зловеще и настороженно- мы как бы постепенно приближаемся к месту. Потом действо захватывает нас, оглушает своей силой. (Дети слушают пьесу «В пещере горного короля»).
Это были тролли. Поклонился им вежливо Эйвин и попросил дать ему ручную мельничку. Понравился троллям Эйвин и дали они ему мельничку. Он их поблагодарил и пошел домой. Старуха его догнала и говорит: «Эта мельничка волшебная, скажи ей слово и она исполнит все, что прикажешь…» Сказала ему волшебное слово. Поблагодарил Эйвин и отправился в обратный путь. Пришел домой, поставил мельничку на стол и приказал: «Рукаменицифапор!» Вари, мельничка, хороший ужин».
Сварила мельничка ужин. Позвал Эйвин друзей, накормил их, и опять все стали плясать. (Повторяется танец «Халлинг»).
Узнал об этом старший брат. Пришел к Эйвину, украл у него мельничку, пришел домой, поставил на стол и велел мельничке варить молочный суп. Он никогда его не готовил – из-за скупости. Стала мельничка варить. Наварила одну кастрюлю, другую… Уже суп некуда наливать, а богач забыл волшебное слово. Мельничка все варит и варит…
Вот уже суп потек со стола на пол, к порогу, вылился за дверь, потек по улице. Люди уже шлепают по молочным лужам, а мельничка все варит и варит. Когда молочная река докатилась до дверей Эйвина, он все понял, выбежал из дома, прибежал к богачу, крикнул волшебное слово и мельничка перестала варить.
Пристыдил Эйвин старшего брата, взял мельничку и унес домой. Но старший брат решил еще раз завладеть мельничкой. Взял лодку, два пустых мешка и решил: «Уеду далеко в море, намелет мельничка мне соли, и буду я еще богаче».
Поставил мельничку на дно лодки, и стала мельничка молоть соль. Вот уже оба мешка полны, а богач забыл волшебное слово. Кричит одно слово, другое, а мельничка все мелет.
Разыгралась на море буря. Послушайте пьесу, которая рисует нам бурное море. Быстрая,стремительная музыка рисует нам огромные волны, которые набегают на берег, раскаты грома. Музыка показывает бушующее море. Все время она звучит очень громко, и лишь в самом конце затихает- это потонула лодка с богачом и мельничкой…
Стоит теперь мельничка на дне морском и все мелет и мелет соль, и некому сказать ей волшебное слово. Вот оттого вода в морях стала соленая.
Я попрошу вас сделать в свободное время рисунки к прослушанной сказке. Можно изобразить мельничку, Эйвина, бушующее море, троллей. Мне хотелось бы увидеть в ваших рисунках, как вы себе представили всех героев сказки на музыку Э. Грига.