Получи документы

Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с воспитанниками вокально-хореографической студии

Наталья Карабанова
Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с воспитанниками вокально-хореографической студии

Во Дворце творчества детей и молодежи существует вокально-хореографическая студия «Семицветики», где обучаются дети 4-7 лет. В октябре 2021 года студии исполнится 20 лет.

И, чем дольше работаешь в каком-то направлении, тем яснее понимаешь, что время не стоит на месте, и тебе нужно идти с ним в ногу. В настоящее время для педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, ищут новые нетрадиционные методы помощи детям.

Публикация «Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с воспитанниками вокально-хореографической студии» размещена в разделах

В России наблюдается возрождение науки воздействия музыки на организм человека. Официально с 2003 года в Москве ФГУ "Российский Hаучный Центр восстановительной медицины и курортологии" Минздравсоцразвития под руководством Сергея Вагановича Шушарджана начали готовить профессиональных специалистов в области музыкотерапии. Именно, Сергею Вагановичу принадлежит внушительный ряд разработок в области музыкотерапии, среди них:

вокалотерапия, метод лечения бронхиальной астмы и психосоматических расстройств;

автор книги «Руководство по музыкальной терапии»;

разработал классификацию методов музыкальной терапии.

Таким образом, поиски актуального метода для сохранения эмоционального, психологического здоровья обучающихся вокально-хореографической студии привели нас к музыкальной терапии. Владимир Михайлович Бехтерев говорил, что музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.

Нельзя не заметить, что музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Музыкальная терапия представляет собой слияние музыки, педагогики, медицины и психологии. Используется для работы с эмоциональными, физиологическими, когнитивными и социальными проблемами клиентов разных возрастов с любым уровнем физического и психического развития.

Однако, на определенном уровне, данный метод находит применение в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования. Так как позволяет быстро снять психическое напряжение детей, успокоить их, настроить на деятельность.

Специалисты выделяют следующие виды музыкальной терапии :

пассивная, активная, смешанная, интегративная.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) рекомендуется использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений,

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Следует отметить, что использование элементов музыкальной терапии – это инновационная деятельность и для педагога, и для ВХС.

В практике вокально-хореографической студии взяты на вооружение такие методы как вокалотерапия, психогимнастические этюды и упражнения, музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Они, на наш взгляд, способствуют формированию у детей умения выражать свои эмоции при исполнении песни.

Остановимся подробнее.

Вокалотерапия. Исполнение жизнеутверждающих, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент, способствует гармонизации внутреннего мира ребенка «Я хороший – ты хороший!»

Психогимнастические этюды и упражнения способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Музицирование на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать.

Находят свое применение и элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки, что вызывает у детей наибольший отклик.

Придерживаясь положения о том, что ведущей задачей для нас является эмоциональное развитие детей, их раскрепощение, была разработана структура занятия вокалом с применением методов и приемов музыкотерапии. Нами выделено восемь составляющих:

1. установление контакта;

2. снятие напряжения;

3. расслабление и заряд положительными эмоциями;

4. дыхательная гимнастика;

5. распевание;

6. работа над песней;

7. исполнение песни;

8. релаксация.

Собственные наблюдения за двумя группами детей, занимающихся вокалом. Одна, из которых, экспериментальная, а вторая контрольная, позволяют сделать следующие выводы: применение некоторых методов и приемов музыкальной терапии позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить; активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Библиография

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья : Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М. : NB МАГИСТР, 1993.

3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. - 1999

4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия : Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку : Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М. : Мозаика-Синтез. 2001.

6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. : Педагогика, 1985.

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Презентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанникамиПрезентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанниками Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Хочу поделиться своим опытом работы по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. ДОКЛАД на педсовет.

Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель»Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель» В этом году в Доме творчества открылась новая вокально-эстрадная студия «Музыкальная капель» под руководством педагога Елены Анатольевны.

Фотоотчёт «Как мы ходили на концерт вокально-эстрадной студии «Звёздный час»Фотоотчёт «Как мы ходили на концерт вокально-эстрадной студии «Звёздный час» В понедельник, 23 апреля, я со своими воспитанниками были на отчётном концерте вокально-эстрадной студии "Звёздный час". Желающих пойти.

Фотоотчёт о работе театральной студии ДОУ «В стране сказок» для детей 5–7 летФотоотчёт о работе театральной студии ДОУ «В стране сказок» для детей 5–7 лет С ноября 2020 года в нашем саду открылась театральная студия для детишек 5-7 лет. И так как миссию руководителя этой студии доверили мне,.

Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час»Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час» Недавно нам посчастливилось побывать на отчётном концерте образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час», художественный.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Здоровьесберегающая технология. Плавание в бассейнеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Сценарий новогоднего праздника в детской вокально-хоровой студииСценарий новогоднего праздника в детской вокально-хоровой студии Предлагаю Вашему вниманию мероприятие народной детской хоровой студии «РОВЕСНИК», куда вот уже более 6 лет ходят мои дети: дочь Катерина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с воспитанниками вокально-хореографической студии
Опубликовано: 20 мая 2021 в 22:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД