Ирина Шруб
Музыкотерапия в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?
Музыка - один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу.
Публикация «Музыкотерапия в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
В лечебных целях слушание музыки применяют с давних времён. Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы : звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.
Можно выделить следующие положительные эффекты от прослушивания музыки :
· улучшение памяти и развитие воображения,
· развитие мышления,
· формирование речи,
· развитие творческих способностей,
· повышение настроения.
Задачи детского музыкально воспитания
Основной целью музыкального воспитания детей является их всестороннее развитие. В частности большое внимание уделяется эстетической составляющей.
В нашем детском саду детей сопровождает музыка постоянно : утром их встречает музыкальная зарядка, во время занятий и в свободное время часто играет фоновая музыка, музыкальные игры и разминки, музыкальные сказки, музыка во время пробуждения после дневного сна, и, конечно же, музыкальные занятия.
Остановимся более подробно на музыкальных играх и сказках.
Основное значение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Нашим деткам из младшей группы хорошо знакомы музыкальные игры «Мы ногами топ-топ-топ» и «У жирафа пятна…» Включите их, послушайте вместе с детками, думаю, они с удовольствием вспомнят знакомые мелодии и движения.
Вообще дети любого возраста очень любят музыкальные игры (например, "Пол - это лава", игры под музыку с движениями (например "Руку правую вперед", подвижные игры ("Барбос", "Лиса", "На лесной полянке", игры малой подвижности ("Мы в автобусе сидим").
Самая любимая игра наших ребят из старшей группы - "Пол -это лава".
Отдельный жанр – это музыкальные сказки. Сказка, является важным средством для умственного развития ребенка, развивает его фантазию и помогает понять музыку, а музыка, в свою очередь, наполняет сказочные образы живым биением сердца, трепетом мыслей и вводит ребенка в мир добра.
Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.
Роль музыки в сказке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Подводя итоги можно сказать – значение музыки в эстетическом воспитании ребенка трудно переоценить. Занятия музыкой выполняют огромную роль при формировании художественного вкуса ребенка и стремления к познанию окружающего мира.