Ольга Мотина
Мы с тобой, малыш! Психологическая защищенность как условие полноценного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные и деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увидеть его внутреннюю сущность.
Родителям часто не хватает времени на полноценное общение с детьми. «Что вы сегодня ели в детском саду? Чем занимались?» - спрашивают они на бегу по дороге домой. Когда же малыш с увлечением начинает рассказывать о событиях дня, взрослые, ссылаясь на занятость и усталость, поторапливают его, перебивают, недослушивают до конца. А ведь через пять или десять лет ребенок уже не захочет рассказать родителям о своих друзьях и увлечениях. Он найдет других, более «благодарных» слушателей и «авторитетных» советчиков. Теперь, негодуя и недоумевая по этому поводу, родители восклицают: «Я его кормил, одевал, а он.».
Публикация «Мы с тобой, малыш! Психологическая защищенность как условие полноценного развития дошкольника» размещена в разделах
Главная же причина несложившихся отношений кроется в другом - в отсутствии эмоционально-личностных контактов, так необходимых для ребенка.
Уметь слушать ребенка - большое достоинство взрослого человека. В диалоге рождаются доверие и понимание.
Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, т. е. способности оценить себя с позиции партнера. В этой ситуации взрослый как бы проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что, в свою очередь, активизирует хранимые в памяти события детства. Создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается ее значимость.
Беседуя с ребенком, взрослый также может поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, еще неизвестной ему стороны. Дети очень впечатлительны и эмоционально восприимчивы, поэтому такой опыт общения с родным человеком не проходит бесследно. Ребенку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания и сомнения. Такие диалоги учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей - взрослых и сверстников, формируют умение адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.
Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, испытывающим неуверенность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.
В ДОУ такие дети чувствуют себя особенно одинокими, покинутыми. Поэтому родителям следует каждый раз интересоваться: хорошо ли ребенку в детском саду? Выслушивать его, делиться своим опытом, давать советы.
При необходимости нужно поговорить с воспитателем о трудностях пребывания ребенка в детском саду - в силах родителей справиться с ними.
С целью защиты психологического благополучия в группах ДОУ создаётся выставка фотографий членов семей воспитанников. Семейные фотографии - это важнейшая поддержка, символ присутствия родителей, их любви. Дети ощущают «живое» присутствие родных, могут рассказать о событиях, запечатлен-ных на них, погружаются в атмосферу семейного микроклимата.
Проявив немного фантазии, взрослый может помочь ребенку справиться с чувством тревожности в детском саду, отдав ему часть любви и заботы в символической форме. Все знают, что дети любят устраивать маленькие тайнички, в которых хранят значимые для них предметы. Вместе с ребенком сделайте их сим-волами разных нравственных качеств (храбрости, щедрости и т. д.) - в трудный момент на помощь придут эти мамины «выручалочки».
Ощутить поддержку родителей, даже если их нет рядом, ребенку помогут «записочки» от мамы или папы, которые он положит в карман, а при необходимости сможет достать и «прочитать» их. Ничего, что малыш еще не умеет читать. Для него необходимо само наличие записки, символизирующей условное присутствие взрослого. Содержание же записки может быть разным, оно зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Для детей младшей группы - это добрые рисунки (мама-утка с утенком, медвежонок и т. п.). Для старших - настоящие послания, выражающие любовь и заботу о ребенке. Например домик, из окна которого машет рукой мальчик, под рисунком подпись: «Ваня, держись молодцом! Мама». Или нарисуйте облако (или сердце, напишите на нем: «Валя! Не грусти! Я тебя люблю!». Это могут быть просто добрые и важные слова: «Мы тебя очень любим! Мама и папа», «Юлечка, солнышко, будь умницей. Я тебя очень люблю! Мама».
Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должен обеспечить ребенку любящий взрослый.
Семья известных американских педагогов Снайдеров отводит важную роль позитивным отношениям в семье. Они считают, что действиями родителей в воспитании дошкольников должна руководить любовь: «Когда ребенок чувствует, что его любят, и переживает мир как безопасное и интересное место, то результатом может стать поведение, соответствующее высоким этическим принципам. Когда ребенок чувствует себя покинутым и отвергнутым и переживает мир как опасный, то более вероятно поведение, мотивированное страхом, эгоизмом или гневом».
Избежать нежелательных проявлений можно. Для этого родителям нужно лишь любить и понимать своих детей.
Принимая ребенка таким, какой он есть, взрослый формирует у него чувство собственного достоинства, способность понимать свои чувства, учит с уважением относиться к чувствам окружающих его людей.