надежда махно
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы такие разные, но мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 301)
___
Номинация «Методическая разработка»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Махно Надежда Васильевна
воспитатель высшей квалификационной категории;
Волгоград, 2023 г.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Мы такие разные, но мы вместе“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Пополнить знания детей о многообразии народов мира и их культуре. Воспитание толерантности.
Задачи: 1. Обучающие: формировать представление о том, что на земле много стран и разных народов. Закрепить знания о том, что люди разных национальностей имеют свои обычаи, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
2. Развивающие: развивать память, коммуникативные навыки детей, потребность в доброжелательном общении с окружающими.
3. Воспитательные: воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям разных национальностей. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
4. Здоровьесберегающие: способствовать снятию усталости и напряжения; формировать бережное отношение друг к другу.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Предшествующая работа: просмотр иллюстраций; знакомство с картой мира, глобусом; беседы, прослушивание песен, чтение и заучивание стихов, пословиц о дружбе.
Материалы и оборудование: глобус, иллюстрации из серии «Дети разных народов», мультимедийный проектор.
Ход НОД:
1. Мотивационная (вводная) часть.
Воспитатель:
За горами, за морями,
Есть волшебная страна,
В ней много испытаний,
И чудес она полна
Воспитатель: Ребята, что же это за волшебная страна? Как она называется?
- Вы отгадаете, ребята, услышав это стихотворение.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
-Ведь другой похожей нет!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой планете так красиво написал поэт Яков Аким? (В стихотворении говорится о нашей планете Земля)
Воспитатель: Давайте рассмотрим модель Земли, как она называется?
(Глобус)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите на глобус и расскажите о нашей планете. (Ответы детей)
- Что обозначает на глобусе синий цвет? (Вода).
Воспитатель: Правильно, ребята, это реки, моря и океаны.
- Кто желает показать на глобусе океаны и моря?
- А каким цветом обозначена суша? (Зелёная и коричневая).
- Посмотрите, ребята, зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым – горы и равнины.
Воспитатель: Ребята, а как она называется наша стана? (Россия)
- Кто сможет показать нашу страну на глобусе?
- Ребята, Россия – огромная страна. В России живут людей разных национальностей, но все они – один народ. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого отношения к культуре и традициям соседних народов. Наша Родина очень большая, красивая и богатая.
(На экране фотографии детей)
Воспитатель: Все люди, живущие на нашей планете, разные.
- Ребята, я предлагаю нам сесть, посмотреть на экран и подумать, что нас объединяет, что у нас общего?» (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, у всех детей много общего. Дети Земли, несмотря на цвет кожи и национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, любят бегать, шалить, смотреть мультики, играть в разные игры и дружить с другими детьми.
- Как вы думаете, что такое дружба? (Ответы детей : дружба – это счастье, веселье, это мир на планете).
- А каким должен быть настоящий друг? (Ответы детей)
(Дети читают стихи о дружбе).
«Всей душой люблю я друга!
Жить без друга очень туго.
Не с кем поделиться,
Не с кем веселиться!»
«Верный друг не подведет –
Он на помощь мне придёт
В горе, радости, беде –
Верный друг со мной везде!»
Воспитатель: Что главное в дружбе? Чем она крепка? (Ответы детей)
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Живи не скупись, с друзьями делись!» (Ответы детей)
- Молодцы! Правильно, ребята!
- А у вас есть друзья? (Да).
- Сейчас мы это и проверим.
Физкультминутка:
Подвижная игра: «Найди себе друга?»
Дети стоят в кругу. Как только начинает звучать музыка, дети разбегаются по ковру. После окончания музыки, дети, находят того, с кем дружат и объединяются в пары. Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Как вы думаете, взрослые могут быть друзьями? (Ответы детей)
-Правильно, вы все мои друзья, а я ваш взрослый друг.
-Ребята, а какими должны быть друзья? (Дружными, добрыми, хорошими, веселыми, вежливыми, и т. д.)
-А если кто-то придет в плохом настроении и будет плакать, не захочет с вами играть, можно такого ребенка назвать другом? (Ответы детей).
-Ребята, просто у людей иногда бывает грустное настроение, но это не значит, что в такую минуту все друзья от него отвернуться и не захотят с ним дружить.
- Чтобы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (Ответы детей : обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.).
- А вы хотели бы еще найти себе новых друзей? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, людям разных национальностей надо дружить друг с другом? (Да).
Пальчиковая гимнастика:
Давайте представим, что наши ладошки – это наша планета Земля, а пальчики – дети разных стран, которые хотят дружить друг с другом.
«Давайте, ребята, дружить друг с другом
Как птицы с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с полем,
Поле с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами».
(Дети поочередно зажимают пальчики).
Воспитатель: Ребята, мы все живем на одной планете, и все имеем одинаковое право - жить счастливо. И поэтому мы должны быть друг к другу толерантными.
- Ребята, что же это за слово такое – толерантность? (Ответы детей)
- Правильно, толерантность – это терпение.
- Какими чертами должен обладать толерантный человек? (Должен быть внимательным и добрым; уметь общаться с людьми; правильно излагать свои мысли, много знать и уметь, быть полезным и нужным нашей стране.
Воспитатель: А как вы думаете, мы с вами люди толерантные?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот мне кажется, что мы все добрые, понимающие, толерантные.
Хороводная игра «Дружба»
-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).
-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).
-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).
-Жить друзья (хлопаем в ладоши и соединяем руки ладонями).
Давайте беречь от невзгоды любой,
Большой и доверчивый шар голубой.
Давайте, ребята, назло непогодам
Развеем над нею тучи и дым
В обиду её никому не дадим!»
- А, чтобы наш общий дом – Земля был всегда прочный, красивый, надо быть друг к другу внимательными, добрыми, помогать друг другу, говорить добрые, вежливые слова.
Упражнение «Вежливые слова».
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и каждый по очереди, будет говорить вежливые слова.
(Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова)
Заключительная (итоговая) часть.
Игра "Да-нет"
Вы, ребята, помогайте на вопросы отвечайте.
Если ДА вы говорите, то в ладоши хлопайте.
Если НЕТ вы говорите, то ногами топайте.
– Будем крепко мы дружить? Дети (да –да-да).
– Мы научимся играть? Дети (да –да- да).
– Друг другу будем помогать? Дети (да –да- да).
– Друга нужно разозлить? Дети (нет-нет-нет).
– А улыбку подарить? Дети (да-да-да).
– Друга стоит обижать? Дети (нет-нет-нет).
– Будем громко мы кричать? Дети (нет-нет-нет).
–Будем все мы книжки рвать? Дети (нет-нет-нет).
–А товарищей толкать? Дети (нет-нет-нет).
– Чай с друзьями будем пить? Дети (да –да- да).
–Руки перед едой мы будем мыть? Дети (да –да- да).
– Будем мы всегда дружны? Дети (да –да- да).
–И товарищам верны? Дети (да-да-да).
-Ребята, что же значит слово – толерантность. (Ответы детей)
- Правильно, толерантность - это любовь, доброта, радость, щедрость, дружба по отношению к другим людям.
Я надеюсь, что вы будете всегда дружными, отзывчивыми, добрыми и внимательными друг к другу, будете дружить с детьми других национальностей, с другим цветом кожи. И когда вырастите, не дадите в обиду нашу планету.
(Дети становятся в хоровод и читают стихотворение)
1-ый ребенок: На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
2-ой ребенок: И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
3-ий ребенок: Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
4-ый ребенок: Развеем над нею и тучи и дым.
Все дети: В обиду её никому не дадим!
Рефлексия
Ребята, наше занятие «Мы такие разные, но мы вместе» подошло к концу.
Давайте встанем в один хоровод, соединим ладошки, запомним, что с сегодняшнего дня мы знаем, что такое толерантность.
Скажем вместе : «Толерантность это - взаимопонимание, доброта, доверие, терпимость, уважение друг к другу»
Список литературы:
1. Жукова Г. Н. “Нравственные беседы с детьми 4х-6 лет”, М., 2006 г.
2. Национальный костюм// Игра и дети. – 2009.- №7. –С. 17-24. – (Язык игры – язык дружбы).
3. Николаева С. О. “Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками”, М., 2002 г.
4. Шорыгина Т. Г. “Беседы о хорошем и плохом поведении”, М., 2008 г.
5. Шестернина, Н. Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы// Дошкольник. Младший школьник. – 2009. - №6. – с. 33-37. – (Познаем мир).
6. Щипицына Л. М., Воронова А. П. “Азбука общения” Д. – П., 1998 г.