МААМ-картинки

Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Елена Ивановна Плахова
Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Мыслительные операции

и их роль в развитии

мышления у дошкольников

Методические разработки Учитель-дефектолог

Плахова Е. И.

Старшая коррекционная группа

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способность пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста. Помощь в овладении ими призваны оказывать родители.

Публикация «Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников» размещена в разделах

Учимся сравнивать

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

стрекоза и муравей ; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и

молоток; город и деревня.

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел стрекозу? А муравья? Чем они отличаются и чем схожи?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия? Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: определять и сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае, а по главным.

Определяем смысл, обобщаем и классифицируем

"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу» :

мяч мебель

тополь цветок

шкаф насекомые

тарелка дерево

пальто одежда муравей посуда

щука игрушка

роза рыба"

Игра «Это для чего?»

Ведущий говорит:

-Я буду говорить слово обозначающее какой предмет, а вы должны быстро назвать, для чего предназначен этот предмет. Например, ножницы - чтобы резать, лопата – чтобы копать.

Слова: вилка (чтобы кушать, молоток (забивать гвозди, чашка (пить, кастрюля (варить, иголка (шить, ноги (ходить, глаза (смотреть, нос (дышать, уши (слышать, ручка (писать, фломастер, краски (рисовать, лейка (поливать, сумка (носить вещи, пила (пилить, мыло (мыть, утюг (гладить, сковорода (жарить, клей (клеить, книга (читать, градусник (измерять температуру, часы (узнавать время, телефон (звонить).

Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. - Что бывает пушистым, мягким, длинным, острым, холодным? - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше-дерево или дом; Потом нужно дать ребенку проявить себя.

Учимся ориентироваться на листе бумаги, сравнивать;

Развиваем речь, творческое воображение и мелкую моторику.

Игра «Определи понятия»

Ребенку предлагается объяснить «Незнайке» значение следующих слов:

• Велосипед, самолет, автомобиль, санки;

Книга, тетрадь, карандаш, резинка;

• Зонтик, тапки, сапоги, плащ;

Перед тем, как ребенок попытается дать объяснение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Что означает это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

Желаю успехов в совместном творчестве!

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы нашего детского.

Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников Дидактические игры детей дошкольного возраста Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Консультация «Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников» Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии.

На ярмарке «Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников» Актуальность: На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Проект «Роль экологическое образования в развитии дошкольников» Роль экологическое образования в развитии дошкольников Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская.

Отчёт по проекту «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста» В начале нового учебного года мной был выбран проект: «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста» и была.

Роль художественной литературы в развитии дошкольников Роль художественной литературы в развитии дошкольников. Воспитатель средней группы детского сада «Теремок» с. Санатория Алкино РБ Аслямова.

Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников. В настоящее время проблемы изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

Роль сказки в речевом развитии дошкольников Роль сказки в речевом развитии дошкольников 1. Информация об опыте Тема опыта: "Роль сказки в речевом развитии дошкольников". Сведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
Опубликовано: 12 января 2019 в 23:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД