Людмила Магжанова
Педагогический проект «Загадочные знаки и символы»
▼ Скачать + Заказать документы
«МБДОУ «Полазненский детский сад №8»
Проект
«Загадочные знаки и символы» Разработали: Магжанова Л. А.
Холод И. И.
2012-2013 г.
Вид проекта : информационный, долгосрочный.
Участники проекта : педагоги старшей группы № 4 Магжанова Л. А., Холод И. И.
Целевая группа: воспитанники группы и их родители.
Публикация «Педагогический проект „Загадочные знаки и символы“» размещена в разделах
Актуальность: В различных разделах реализуемой нами программы предусматривается освоение дошкольниками разнообразных моделей, различных знаково-символических средств, развитие умений их создавать и применять в процессе познания. Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково- символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития. Однако, без специальной работы у значительной части детей отмечается низкий уровень развития умений моделирования- затруднения в последовательном сравнении объекта с моделью, отсутствие предварительного анализа модели, непонимание правил моделирования, буквальное восприятие символов и знаков. Речь идет об освоении практических действий по использованию модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых ситуациях, внесение простейших изменений, замещение, кодирование и декодирование модели, символов, знаков.
Цель: Создание мотивации к освоению знаково-символических систем и средств, уточнение опыта их освоения детьми.
Задачи:
1. Развивать познавательную деятельность детей за счет освоения различных знаково-символических средств и моделирования;
2. Активизировать освоение различных знаково-символических средств; подвести к пониманию их функций, правил построения, активизировать желание их осваивать и использовать в процессе познания;
3. Развивать умения и действия: моделирования, замещения, кодирования, декодирования, создания и преобразования модели, предварительный анализ объекта и заместителей, сравнение и обследование объекта и модели, изменение модели.
4. Развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе познания, освоения моделирования, знаково-символических средств.
5. Мотивировать родителей на участие в проблемно-игровом общении с детьми в процессе освоения знаково-символических средств.
Образовательные области:
1. Познание
2. Коммуникация
3. Чтение художественной литературы
4. Социализация
5. Художественное творчество
6. Музыка
7. Безопасность
8. Физическая культура
Реализация проекта
I этап
Информационно-мотивирующий
1. Разработка проекта, ознакомление с его основными идеями детей и их родителей;
2. Определение задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта, планирование деятельности;
3. Изучение специальной литературы, сбор материалов по теме.
II этап
Формирующий
Совместная деятельность педагога с детьми :
1. В рамках поиска ответа на вопрос «Зачем нужны знаки?» провести беседу «Знаки вокруг нас».(программа «Радуга» с. 118)
2. Работа с пособием «Познаю мир»
3. Прогулки и экскурсии по улицам поселка «В поисках знаков»;
«О чем рассказывают знаки на улицах»(программа «Радуга» с. 119)
4. Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий с целью поиска сведений о появлении символов и знаков.
5. Экскурсия на кухню «О чем рассказывают знаки на упаковке?»
С обсуждением назначения знаков, символов, уточнением их содержания.
6 Упражнения в использовании моделей, знаков, символов в раз-
ных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы»;
7. Фиксирование результатов деятельности придуманными знаками и символами в Блокноте Открытий;
8 Упражнение «Кто больше заметит знаков и символов?»
9. Знакомство со знаками и символами в повседневной жизни (обозначать символами коробки с игрушками, пособиями, схемы-последовательности выполнения действий).
Самостоятельная деятельность:
1. Игры и упражнения для развития умений моделирования, кодирования, декодирования разнообразных знаков и символов :
- «Выбери (придумай) знак к предмету, слову»
- «Где чей контур?»;
- «Тени»;
- «Рисунок для другого»;
- «Делаем зарядку»;
- «Составь картинку»;
- «Отгадки»;
- «Что чем узнаем?»;
- «Волшебный компьютер»;
- «Волшебная фотография»;
- «Похожи - не похожи»;
- «Найди семейку»;
- «Найди клад»;
- «Куда залетела пчела?»
- Игры с блоками Дьенеша
Продуктивная деятельность:
- Рисовать и украшать первую букву имени и фамилии;
- Конструирование из деталей «Чудо- крестиков»-2, 3, «Чудо- сот»,
«Конструктора букв», «Прозрачного квадрата», игры с «Геоконтом»,
«Игровизором» и другими пособиями В. В. Воскобовича с зарисовкой и раскрашиванием фигурок.
- Раскрашивание знаков дорожного движения для последующих ролевых игр;
- Конструирование по схеме, сопоставление схемы и постройки (поделки).
Работа с родителями:
- Организация выставки букварей, азбук в центре грамотности;
- Родители мальчиков оформят выставку (альбом) : «Модели машин и их символика».
- Встречи с интересными людьми «Профессиональная символи-
ка».
- Обогащение развивающей среды за счет дидактических игр с ис-
пользованием знаков и символов;
- помощь в создании коллекций значков, календариков.
III этап
Диагностический:
1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности в
ходе реализации проекта.
IV этап
Презентационный:
1. Обобщение и презентация в досуге «Веселые пираты»
2. Определение перспектив:
- Продолжить работу по данной теме в подготовительной группе.
Темы для изучения:
-Спортивная символика;
- Разные алфавиты;
- Космическая символика;
- Гербы- тоже символы;
- Рисуем схемы построек;
- Временные ориентировки.
Ожидаемый результат:
1. Наличие интереса к знакам и символам, понимание их роли и
значения для человека.
2. Наличие знаний и сформированность навыков в расшифровке знаков, создании своих символов, использовании символики в повседневной жизни.
3. Обогащение развивающей среды за счет различных знаков и символов.
4. Создание атмосферы сотрудничества, доверительности, взаимо-
действия с родителями воспитанников.
Литература:
Вербенец А. М. «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования»//Методические советы к программе «Детство».-СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Лаврентьева Т. В. «Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отноше-
ниями//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М. :Педагогика,1986.
Лебедева С. А. «Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации» Вопросы психологии. -1997.-№5
А. М. Вербенец «Освоение моделирования» //Дошкольник 5-7 лет в детском саду// СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010