Наталья Бердник
Проект «Нетрадиционные символы России. Гончарное мастерство»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ ШКОЛА № 935 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №3
ПРОЕКТ
на тему:
«Нетрадиционные символы России. Гончарное мастерство»
Ответственные: Бердник Н. И., Шумакова С. В.
Москва 2016г.
Вид проекта : долгосрочный.
Возрастная группа: подготовительная.
Актуальность.
Проблемы, на решение которых направлен проект :
• Низкая заинтересованность детей в представлении о нетрадиционных символах России;
Публикация «Проект „Нетрадиционные символы России, Гончарное мастерство“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Россия. Поделки, конструирование
- Россия. Творчество, ИЗО, поделки, рисование
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
• Засилье современными мультипликационными героями разных стран, не дающих представления о своей родине, этнической принадлежности, русской народной культуре и традициях и нравственного стержня.
Цель проекта :
формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления (способности видеть многообразие нетрадиционных символов в системе взаимосвязей и взаимозависимостей) посредством приобщения детей к современным знаниям о народной культуре и традициям.
Задачи.
• - осознание детьми уникальности народных традиций и культуры, важности их изучения;
• - формирование представлений о роли человека в изучении русской культуры;
• - воспитание чувства гордости за народных мастеров создающих прикладное искусство;
• - развитие у дошкольников собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей) ;
• - пополнение знаний детей историческим содержанием о событиях, и фактах развития народных промыслов;
• - развитие интереса к познанию, социальной действительности, любознательности.
Гипотеза:
• Проект даёт возможность детям познакомиться с понятием «Нетрадиционные символы России». Вызывает у детей интерес к этим символам, которые составляют нашу культуру, знакомятся с творчеством народных мастеров и узнают о секретах самобытности русских промыслов. Формирует представления детей о роли человека в создании нетрадиционных символов России.
• Это будет способствовать формированию у детей патриотического воспитания к своей родине, принадлежности к своему этносу, дому, семье.
Этапы реализации инновационного проекта
1. Подготовительный этап:
Цель: изучение педагогами методической литературы и подбор разнообразного материала по данной теме.
Содержание деятельности:
1. Изучение методических пособий, изданий периодической литературы, интернет-ресурсов по теме «Символы России традиционные и нетрадиционные».Интерактивных игр «Знакомство домовенка БУ с русскими народными традициями», «Моя страна Россия»
2. Подбор детских литературных, художественно –эстетических, народно-прикладных,, музыкальных произведений по данной теме.
3. Подбор дидактических игр, разработка сюжетно-ролевых игр по теме «Народные промыслы России».
Ожидаемые результаты:
1. Составление перечня необходимой литературы, дидактических игр, литературных произведений для разработки системы работы по введению ребенка в мир народно-прикладного искусства. Познакомить и расширить понятия детей «Народные промыслы».
2. Проектировочный этап :
Цель: разработать перспективное планирование по теме «Нетрадиционные символы России».
Содержание деятельности:
1. Разработка перспективного планирования по теме, куда входят следующие разделы:
- темы непосредственной образовательной деятельности.
- наблюдение.
- эксперимент, моделирование, проблемные ситуации.
- художественно-творческая деятельность, конструирование.
- чтение художественной литературы.
- игры;
- работа с родителями по данной теме.
Планируемый результат:
1. Создание системы работы по введению ребенка 6-7 лет в мир народно-прикладного искусства.
3. Результат, практический этап:
Цель: внедрение системы работы по введению ребенка 6-7 лет в мир элементарных знаний о традиционных символах (герб, флаг, Московский Кремль). А так же нетрадиционных (береза, медведь, народные промыслы, в практическую деятельность. Участие в клубном часе по данной теме.
Содержание проектной деятельности
1. Проведение непосредственной образовательной деятельности на темы: "Что такое символы? Какие они?" «Гжельская роспись», «Чудесный Городец», «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Народные традиции», «Откуда глина пришла?», «Гончарное мастерство». Познание: решение кроссворда по знаниям о народных промыслах, составление творческих рассказов по теме «Что я знаю о символах России».
2. Наблюдение за березой (строение, цвет коры, вид ветвей, соко-движение). Познание «Прошлое предметов из бересты». Исследования «Свойства глины», «Какая бывает глина?».
3. Моделирование традиционных символов : флаг, герб, Московский Кремль (пазлы, изделия из глины (выставка глиняных изделий).
4. Рисование и аппликация: «Белая береза», «Хозяин тайги», «Веселая ярмарка», «Ложки расписные, хохломские». «Чудо-птица» (по мотивам Гжельской росписи, «Чудо -доски!» (по мотивам Городецкой росписи). Роспись готовых дымковских игрушек. Лепка из глины: «Птичка -свистулька», «Лошадки», «Посуда». Конструирование модели: «Гончарная мастерская», создание мультимедиа презентации совместно с детьми "Гончарное дело». Создание мини-музея «Народные промыслы России». Альбом с творческими работами детей по теме.
5. Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений. Список в Приложении 1.
6. Сюжетно-ролевые игры: «Мы -гончары», «Мастерская Авдотьи – умелицы», «Музей народной игрушки».
Д/И «Сложи по порядку», «Чего не стало?», «Найди лишнее», «Разные картинки», «Найди и назови символы».
7. Совместный проект с родителями : «Традиционные и нетрадиционные символы России. О чем и как рассказывать детям». Просмотр мультфильма с детьми «Горшочек каши», презентация «Откуда глина к нам пришла?», моделирование: «Гончарная мастерская».
Презентация проекта «Гончарная мастерская», клубный час «нетрадиционные символы России».
Планируемый результат:
1. Внедрение проекта в совместную деятельность с детьми, сотрудниками ДОУ, родителями через разнообразные виды и формы деятельности.
4. Аналитический этап:
Цель: анализ результативности данной системы.
Схема реализации проекта
Литературный центр
1. Рассматривание картин и открыток на тему «Городец», «Золотая Хохлома», «Промыслы народных умельцев»,»Гжельская роспись».
2. Беседа «Что такое символы России? Как вы их понимаете?»
3. Беседа «Как народные промыслы отражаются в русских народных сказках»»
3. Чтение русских народных сказок.
4. Составление творческих рассказов по картинкам.
5. Викторина «Символы России» Центр искусства
1. Рисование и аппликация: «Белая береза», «Хозяин тайги», «Веселая ярмарка», «Ложки расписные, хохломские». «Чудо-птица» (по мотивам Гжельской росписи, «Чудо -доски!» (по мотивам Городецкой росписи). Роспись готовых дымковских игрушек. Лепка из глины: «Птичка -свистулька», «Лошадки», «Посуда». Лепка «Пришельцы с других планет»
2. Моделирование традиционных символов (герб, флаг, кремль) из бумаги.
Центр науки и природы
Опыт «Свойства глины»,
Эксперимент с сухой и влажной глиной.
Опыт «Свойства дерева»
Определение:темные черточки на коре березы называются чечевички, через которые она дышит.
Центр конструирования
1. «Гончарная мастерская»
2. «Московский кремль»
3. Макет «Белая береза» Тема проекта «Нетрадиционные символы России» Центр математики/манипулятивных игр.
1. Решение кроссворда по названиям народно-прикладного искусства
2. Логические последовательности (схематические изображения по теме)
Центр д/игры
• Дидактические игры: «Что лишнее», «Подбери слово», «Герои космоса и их работа», «Сложи по порядку»,«Чего не стало?», «Найди лишнее», «Разные картинки». Центр драматической игры/театра
«Мастерская Авдотьи –умелицы»
Драматизация по р. н. с. «Лиса и Журавль» Центр «Открытая площадка»
• Клубный час «Нетрадиционные символы России»
Центр «Семья»
Совместный проект с родителями
«Традиционные и нетрадиционные символы России. О чем и как рассказывать детям».
• Просмотр мультфильма с детьми «Моя страна Россия»
• Рассматривание альбома
«Наше творчество». Создание мини-музея Центр «Песок-вода»
«Свойства песка и глины» Медиацентр
1. Просмотр презентаций:
«Откуда глина пришла»
2. Интерактивные игры
«Знакомство домовенка БУ с русскими народными традициями», «Моя страна Россия»
Приложение 1.
Художественная литература по теме «Русское народное творчество в сказках и произведениях».
1. «Лиса и Журавль».
2. Ненецкая сказка «Белый медведь и бурый медведь».
3. Белорусская сказка «Легкий хлеб».
4. Братья Гримм Три пряхи».
5. Р. Н. С «Морозко».
6. Р. Н. С «Деревянный орел»
7. По В. Одоевскому «Мороз Иванович».
8. А. Прокофьев «Березка»
9. Пословицы и поговорки о труде
Музыкальные произведения по теме.
1. «Малые жанры фольклора»
2. .»Русские народные песни»
Интернет ресурсы
https://proteacher.ru/2015/01/06/obychai_obryaty_i_trad_russkogo_naroda_1420536437_71264.ppt