Лучший педагог года

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осень

Теперик Ирина
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осень

ОСЕНЬ

Наблюдение 1. Что есть у березы? Младшая группа

Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие, что береза очень стройное дерево.

Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.

Публикация «Наблюдения за сезонными изменениями в природе, Осень» размещена в разделах

Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдений рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись-. «Наша любимая береза Беляночка».

Старшая группа

Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

Повторить наблюдение для детей младшего возраста. Старшим дошкольникам можно задать следующие вопросы.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

Деревья - живые? Почему вы так считаете?

Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

Кто сажает деревья в городе (поселке? Для чего?

Кто из вас видел деревья в лесу? А там кто их сажает?

Где деревьям лучше - в лесу или в городе? Почему?

Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?

Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В нашей деревне? Возле детского сада? У вашего дома? В нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

После беседы обратить внимание детей на листву березы: она день ото дня тускнеет, вянет.

Наблюдение 2.

Кора березы Младшая группа Программное содержание. Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.

Старшая группа

Программное содержание. Учить определять возраст березы по коре дать представление о том, что старое дерево тоже растет, т. е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья.

Наблюдение 3. Падают-падают листья. Младшая группа Программное содержание. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.

Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.

Старшая группа Программное содержание. Показать связь деревьев с окружающей средой.

Осенью дни становятся короче и холоднее - происходят изменения в жизни дерева : желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнет его, треплет ветви, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берез).

Наблюдение 4. Чем питается береза? Младшая группа Программное содержание. Наблюдение за березой в ветреную погоду.

Понаблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее и сильнее

(имитируют указанные движения руками, листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и тд.).

Старшая группа

Программное содержание. Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами «кормят» ее: листья перегнивают - почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья, и т. д. Помогают превращению листьев в почву подземные жители, например дождевые черви, В группе сделать модель дерева из «трубы», на которую намотан линолеум, и сухих веток

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме? Младшая группа

Программное содержание. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Старшая группа Программное содержание. Углублять представление о природе как системе, в которой все «продумано до мелочей».

Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим и скажем: «Не грусти, Беляночка! Мы тебе сказку расскажем».

Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою, строй подо мной избушку» (дети по аналогии сочиняют сказку).

Наблюдение 6. Из истории использования березы Младшая группа Программное содержание. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.

Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?

(Надо бережно относиться к книгам. Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.)

Старшая группа Программное содержание. Познакомить с тем, как березу использовали в древности.

Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас, лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства.

Публикации по теме:

Конспект наблюдения за сезонными изменениями с детьми средней группы «Весна»Конспект наблюдения за сезонными изменениями с детьми средней группы «Весна» Цель наблюдения: повторить и закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Задачи: продолжать формировать и закреплять представление.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» с детьми подготовительной группыКонспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» с детьми подготовительной группы Программные задачи: - формировать понятие о смене времён года; - уточнять представления об осени, называть признаки осени; - закреплять.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» в подготовительной к школе группеКонспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» в подготовительной к школе группе Цели: 1. Формировать представления об изменениях в природе; 2. Формировать представление об инее как об одном из состояний воды. 3. Уметь.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима»Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима» Цель прогулки: Формировать у детей представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать.

Конспект прогулки с дошкольниками «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Конспект прогулки с дошкольниками «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Цель прогулки:Формировать у детей представления об изменениях происходящих в природе с наступлением осени (день стал короче,ночь длиннее);учить.

Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью»Конспект прогулки «Наблюдения за изменениями в природе осенью» .

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Конспект наблюдения за сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за сезонными изменениями в природе с детьми старшего дошкольного возраста Цель проведения наблюдения: закрепление знаний о признаках осени. Задачи: продолжать формировать и закрепить представление об изменениях.

Фотоотчёт о прогулке «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Фотоотчёт о прогулке «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Прогулка по теме «Наблюдение за сезонными изменениями в природе», фото отчёт. Дорого времени суток, дорогие коллеги! Мы с моими воспитанниками.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осень
Опубликовано: 26 января 2022 в 16:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД